Газета «Надежда»

Юрий ЗЕЛЕНЦОВ: «Без зрителей театра нет»

Как правило, в Международный день театра, который отмечается 27 марта, служители Мельпомены отдыхают и не выходят на сцену. Но только не в Уральске!

Коллектив областного драматического театра им. А.Н. Островского свой профессиональный праздник отмечает новой премьерой или театральным капустником для зрителей. Даже в юбилейный 155-й сезон он по-прежнему верен своим традициям. О буднях и праздниках старейшего в Казахстане театра мы беседуем с его бессменным директором Ю.А. Зеленцовым.

– Юрий Александрович, юбилейные годы у актёров и музыкантов принято отмечать знаковыми событиями – концертом, участием в фестивалях, обилием премьер, гастрольным турне. Как проходит юбилейный сезон театра им. А.Н. Островского?

– В наших традициях: гастроли в Атырау, несколько премьер в течение сезона, да и перед его началом неплохо заявили о себе на форуме-фестивале театров Западно-Казахстанского региона, получив сразу три диплома и весьма лестные отклики жюри. Известная московская критикесса, кандидат искусствоведения Елена БОРЕЙША-ПОКОРСКАЯ, председатель Союза театральных деятелей РК, народный артист Казахстана Тунгышбай ЖАМАНКУЛОВ и завкафедрой Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова Сания КАБДИЕВА отметили высокий профессиональный уровень актёров театра, его верность традициям русской сцены и хороший подбор репертуара. Их удивило, что мы при статусе драматического театра столь плотно работаем с юным зрителем, начиная с детского сада и заканчивая студентами колледжей и вузов, что у нас нет пустых залов.

– Помнится, тогда театр был назван самым театральным и современным.

– И это было очень приятно слышать. Кроме того, Союз театральных деятелей Казахстана выдвинул кандидатуру главного режиссёра нашего театра Оксаны МАЛУША на ежегодную премию «Лучший режиссёр Казахстана», вручение наград состоится сегодня, в День театра в Астане.

– Обычно на 27 марта вы готовили премьеру. Почему в этот раз решили сделать микс из разных спектаклей?

– Ну, это тоже форма общения со зрителем, которая к тому же позволяет напомнить самые интересные эпизоды из полюбившихся спектаклей. Заядлые театралы смогут вспомнить сразу несколько постановок. И потом, без зрителей нет театра, поэтому этот праздник мы встречаем вместе с ними. Так что, если кто-то захочет выступить со сцены, мы предоставим эту возможность. Кроме того, наш театр традиционно открывает и закрывает сезон премьерами, так что изредка можно побаловать уральцев театральным капустником. Тем более, мы специально выпустили в марте два премьерных спектакля, чтобы поднять людям настроение.

– …после девальвации тенге? А как сказалось падение национальной валюты на театре?

– Как и на всех казахстанцах. Приятного мало, но мы умеем выживать. Нынешняя ситуация всё же лучше, чем 15 лет назад, когда я принял театр в управление. Тогда положение было просто бедственное, занавески по кабинетам снимали, чтобы сделать декорации и костюмы к спектаклям. Правда, сегодня тоже проблем предостаточно.

– Вы имеете в виду тесноту гримёрок и технических помещений?

– Да. Сейчас у нас одна гримёрка на 8-10 человек, хотя в ней можно разместить только четыре гримировочных столика, один шкаф и одну раковину, что не соответствует современным санитарным нормам. Там просто переодеться к спектаклю сложно, не то, что подготовиться к нему или отдохнуть. Столярный и сварочный цеха расположены под сценой и выполнять там работы во время репетиций и спектаклей, разумеется, нельзя – стук и дым. Да и правилам пожарной безопасности противоречит. Приходится приспосабливаться и вести работы, когда на сцене и в зале никого нет, нередко – ночью. Или репетиции идут в ночное время, что тоже не лучшим образом сказывается на самочувствии людей. Помимо того, негде складировать декорации и, увы, их приходится демонтировать после нескольких выходов.

– Но ведь лет пять назад  речь шла о выделении денег на пристрой к театру?

– Верно. Была готова и проектно-сметная документация, и аким области обещал, и по сей день в строительном плане областного управления культуры в числе первых объектов стоит наш пристрой. Проблема в том, что денег в области на эти цели нет. Несколько лет назад театру были переданы гараж и техническое помещение для ремонта транспорта, приобретено несколько автомобилей – грузовик, автобус, ГАЗель. На планы существенно повлияли такие форс-мажорные обстоятельства, как, например, наводнение 2011 года. Хотя культура всегда финансировалась по остаточному принципу. О том, что необходим новый подход к этой отрасли, вполне чётко высказался нынешний министр культуры и информации РК Мухтар КУЛ-МУХАММЕД, назначенный в январе этого года. Он заявил, что будет улучшаться материально-техническая база учреждений культуры, поднимется заработная плата, даже поднял вопрос о передаче учебных заведений, где готовят специалистов в области культуры, в ведение нашего министерства. Так что есть надежда на улучшение.

– Слышала, что кое-кто предлагает объединить два наших театра – русский и Каздраму –  под одну административную крышу. Это правда?

– Думаю, в нашем управлении культуры и минкульте работают адекватные люди, понимающие, что это гибельный путь для обоих творческих коллективов, и такого не будет.

– Судя по Актюбинскому драмтеатру, хорошего мало в таком объединении. Однако и у вас сейчас есть актёрские вакансии, нужны режиссёр-постановщик и художник-декоратор? Это из-за низких зарплат?

– Низкие зарплаты были всегда. Заслуженный артист КазССР Владимир Яковлевич ПОПОВ говорил: «Мы служим в театре не за деньги». Потому что деньгами зарплату артиста не назовёшь. Плюс отсутствие жилья. Есть общежитие, две служебные квартиры, но это не решает проблем. Когда я пришёл в театр в 1999 году, оставалось всего 15 актёров. Мы пытались привозить их откуда-то, но уже через месяц были готовы вернуть на биржу. Мало быть способным, без дисциплины и трудолюбия хорошего актёра не получится.

– Ну, этот постулат годится для всех профессий.

– В театре – особенно. И тогда на худсовете было принято решение брать всех желающих и тех, кто в первый год не ушёл, показав свой интерес к профессии, учить заочно в театральных вузах. Тут и Оксана Малуша, тогда ещё актриса нашего театра, закончила СГАКИ, стала преподавать в музыкальной школе, основала детский театр «Волшебная рампа». В основном, её ученики и стали пополнять ряды молодых актёров. Через студию Малуши прошли Марина КОВАЛЁВА, Людмила ЗАХАРОВА, Николай РОМАНОВ, Алексей ЮШКО, Руслан ДЖУМАХМЕТОВ с красным дипломом окончил Саратовскую государственную консерваторию им. Собинова, Регина ФИЛАРЕТОВА – студентка Московского государственного института культуры и искусства… На сегодняшний день в штате областного драматического театра им. А.Н. Островского 108 единиц, в том числе 30 актёров. Шестеро учатся заочно, пятеро из них – в Самарской государственной академии культуры и искусства, причём один – на техническом факультете, поскольку спектакль складывается из общей работы, включая технические службы. В общем, учёба у нас приветствуется, хотя, не скрою, с административной точки зрения, это добавляет сложностей.

– А почему же тогда столько вакансий?

– За последние пять лет из жизни ушли трое актёров – Владимир ПОПОВ, Максим НЕМЧИНОВ и вот уже потеря нынешнего сезона – Раиса КУРБАНГАЛЕЕВА. Супруги ПАЦАЛЬ и Галина НЕМОЛОЧНОВА уехали в Россию, Андрей УРАЗОВ решил попытать счастья в других проектах, Алексей ЕГОРОВ предпочёл театральной сцене съёмки в телесериале, Мирослава ШОНАЛОВА, кстати, филолог по образованию, ушла в журналистику. Это их право. К слову, Галя попрощалась с театром красиво, оставив на память не только свои прекрасные актёрские работы, но и состоявшись, как режиссёр. Немало выросших на сцене Уральского театра драмы теперь радуют зрителей в других городах, с теплом вспоминают наш коллектив, не теряя связи с коллегами. Некоторые, проработав несколько лет на сцене, выбирают более прозаические и денежные профессии, и не стоит их упрекать в этом. Ведь театр – это не место работы, а образ жизни.

– Через месяц у актёра вашего театра Владимира КРАВЦОВА двойной юбилей – 75-летие и полвека служения Мельпомене. Будет бенефис юбиляра?

– Форму поздравления выберем на его вкус. Он человек очень скромный, но мы его «раскрутим», расскажем уральцам, каков наш Владимир Артемьевич на самом деле.

– А что в ближайших планах театра? Не планируете привлекать режиссёров-постановщиков со стороны?

– Сейчас у нас в работе «Валентинов день» Ивана ВЫРЫПАЕВА в постановке Малуша, две сказки – казахстанского автора Дулата ИСАБЕКОВА «Честный обманщик», за постановку которой взялся актёр театра Руслан ДЖУМАХМЕТОВ, и «Жили-были две лисички» в постановке мастера сцены Марка ЛАРИНА. К слову, многие наши актёры с высшим специальным образованием успешно справляются и с режиссёрской работой, но приток свежих сил всегда полезен. На открытие следующего сезона планируется музыкальная комедия М. Ауэзова «Айман-Шолпан», на которую думаем пригласить режиссёра из другого театра. Желающие есть, ведутся переговоры по согласованию сроков и… оплате труда. Мы верим в свои силы и опираемся на любовь зрителей.

Справка «Н»

Театр в Уральске возник в 1858 году, и уже в 1859-м на его сцене местный молодёжный кружок любителей драматического искусства стал регулярно ставить одноактные пьесы, в основном водевили. Но вскоре в репертуаре театра прочное место заняли пьесы А.Н. Островского, и первой постановкой стала «Бедность не порок», в которой наряду с любителями играли приглашённые актёры из Саратова и Оренбурга. Сам драматург о деятельности уральского театра был хорошо осведомлён. Уральск один из немногих городов, где на сцене прошли все произведения Островского. В 1899 году, например, за один сезон зрители посмотрели семь его пьес!

На гастроли сюда приезжали артисты провинциальных театров, а также из Москвы и Санкт-Петербурга, через три года на его сцене была поставлена и первая оперетта «Кетти и Бетти», музыку к которой написали атаман Столыпин в соавторстве с выдающимся русским композитором Даргомыжским.

Первый Уральский театр и его последующие коллективы всегда начинали сезоны с пьес Островского. Репертуар подбирался исходя из интересов зрителей. Для этого в фойе вывешивались опросные листы, куда каждый желающий мог вписать название пьесы, которую хотел бы увидеть. Приезжие писатели отмечали высокий литературный вкус уральцев, судя по репертуару театра. Имя А.Н. Островского было присвоено в год 100-летия театра.

Уральский театр не прекращал действовать даже во время революции, гражданской войны, даже во время осады в 1919 году. Во время Великой Отечественной войны Уральский театр делил сцену с эвакуированными театрами из Белоруссии, Карело-Финнской опереттой.

В 1986 году на Всесоюзном смотре театров Уральский драматический занял второе место, уступив первенство только Ленинградскому Большому драматическому театру.

Сегодня в репертуаре областного драматического театра им. А.Н. Островского около тридцати спектаклей по пьесам русских и зарубежных классиков, а также современных зарубежных, российских и национальных драматургов. В числе постановок последних пяти лет – «Правда хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, «Вишнёвый сад» А. Чехова, «Власть тьмы» Л. Толстого, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, «Козы Корпеш и Баян Сулу» Г. Мусрепова, «Плаха» Ч. Айтматова и другие.

Беседовала Анна ПАНИЩЕВА

Exit mobile version