Газета «Надежда»

Эффект феникса

Нет смысла уточнять, что значит этот психологический термин – волшебную птицу, способную возродиться из пепла, знают все. Не нужно и объяснять, как это качество относится к чечено-ингушскому народу – сосланному на верную смерть в Казахстан и выжившему, несмотря ни на что. Как ему это удалось? Ответ корреспондент «Н» искала на конференции этнокультурного центра «Вайнах».

Древняя мифология вайнахов тесно связана с магическими птицами. Причем при внимательном изучении легенд становится ясно: каждая проживает определенный период из жизни феникса. И если верить теории, что в народном фольклоре спрятан код будущего, в отношении чеченцев и ингушей она работает стопроцентно. Судите сами:

Птица Зехаб. Репрессия

«Когда волшебная синяя птица Зехаб летит над землей, небо разражается громом и молниями. Мир никогда не станет прежним»

В 1944 году для чеченцев и ингушей приказ об их депортации действительно прозвучал как гром среди ясного неба. Что послужило причиной для изгнания целого народа с родной земли, до сих пор необъяснимо – как и многие сталинские меры. По официальной версии, «чеченцы и ингуши стали врагами народа за пособничество фашистам». Но в нее не поверили и 70 лет назад, ведь чеченцы доблестно воевали в составе советской армии. Только из числа солдат, героически оборонявших Брестскую крепость, 400 были вайнахами.

Тем не менее, 23 февраля в два ночи в отношении чеченцев и ингушей началась операция «Чечевица», разработал ее лично Лаврентий Берия. На людей просто-напросто напали, поджигая их дома и сгоняя в товарные вагоны. Многие пытались бежать, но их убили под формулировкой «безобразное нарушение приказов Советской власти». Безобразным нарушением сочли и то, что чеченские старухи и дети-калеки не могли быстро следовать к поезду – НКГБ расстреляло 60 больных вайнахов.

В итоге 180 эшелонов увезли 493 269 человек, выжили из которых только 30%. Одни не вынесли дороги: ехали почти месяц, без света и воды. Другие умерли от голода. Стараясь как-то обеспечить людей едой, старики сажали трупы по углам вагонов так, чтобы они казались живыми. Военные, осматривая поезда, понимали: в эшелоне умершие. Но некоторые из жалости закрывали на это глаза, продолжая выдавать еду. Никто не знал, что эти проявления человечности скоро обратятся еще большей трагедией — по поездам начал гулять тиф. Но лечить депортированных не было возможности – шла война. До Западно-Казахстанской области добралось лишь 4 человека.

Белая птица. Все – сначала

«Жизнь зародится заново, как только над землей пролетит Белая птица, благодаря которой появляется жизнь на земле»

Приехав на территорию Казахстана, ссыльные столкнулись с новой проблемой. Помогать им запретили под угрозой расстрела. Чтобы истребить нацию, военные пугали казахов: вайнахи – убийцы, были даже факты людоедства, вот их и сослали сюда.

— Когда нас депортировали, я был ребенком, но запомнил ужасы репрессий навсегда, — рассказывает старейшина центра «Вайнах» Мухтар БОКАЕВ. – Мы учились жить заново. Не понимая языка, без дома и еды. Банально изменился мир вокруг – взгляд, наблюдавший сплошные горы, не мог свыкнуться с видом степи! Но чужими мы чувствовали себя недолго. Аксакалы рассудили: все мы люди. Ночами таскали нам еду, хотя у самих толком ничего не было. Затем стали делить и кров – видя, что чеченцы мерзнут в мазанках, просто отделяли половину дома занавеской и отдавали переселенцам. Дети нас побаивались, но старики заставляли их играть с нами. Так выучили и казахский, и русский – буквально на знаках и отдельных словах.

Сейчас Мухтар Бокаев – знаменитый детский писатель, которого издают не только у нас, но и в Чечне, почетный гражданин Казахстана. Трудно поверить, что когда-то его не взяли на факультет журналистики.

— Нам запрещали выезжать в другие города, — говорит Мухтар Бокаевич. – Поэтому в поступлении на журфак в Алматы мне отказали. А я любил сочинять рассказы, поступил на историко-филологический факультет. Первую сказку «Говорящие часы» написал в 1963 году, но массово публиковать меня стали только в 1992-м. Вышло четыре книги. Сейчас перевожу вайнахские народные сказки на казахский язык – выход ожидается в мае. Параллельно пишу мемуары. Обычно пишу для детей, но решил: люди должны знать, какие трудности мы перенесли, и что справиться с ними нам помог казахский народ. Об этой человечности нужно говорить как можно больше.

Птица Фара-Хазилг. Обновление

«Там, где птица Фара-Хазилг совьет гнездо, наступит благодать жизни»

В этом году со дня депортации чеченцев и ингушей в Казахстан исполняется 70 лет. В связи с этим в КазИИТУ состоялись фотовыставка чечено-ингушского культурного центра и конференция с участием ведущих преподавателей области и акима ЗКО Нурлана НОГАЕВА. Но помимо этой скорбной даты, в 2014 году общество «Вайнах» отмечает и другое, куда более позитивное мероприятие – юбилей, 25 лет со дня своего основания.

— Когда мы начинали работать в составе Ассамблеи народа Казахстана, нам пришлось тяжелее, чем другим этнокультурным центрам, — говорит председатель центра Данильбек САРАТОВ. – Казахстан издавна был многонациональным государством. В одном Уральске несколько веков жили казахи, русские, татары, казаки, немцы. И жили мирно, что помогло им донести свое культурное наследие до нас. Посмотрите: у многих этно-центров есть свои музеи, где выставлены старинные предметы быта, оружие. А наши предки рисковали потерять свою культуру — даже книги у них отбирали и сжигали. Счастье, что у нас есть такие выдающиеся личности, как Мухтар Бокаевич, которые по памяти, от руки восстанавливали народные чеченские и ингушские предания, сказки, стихи. Благодаря им, мы продолжаем развивать деятельность «Вайнаха». Для нас это – возможность изменить стереотипное мнение о чеченском народе. Например, не все знают, что среди наших активистов есть народный артист Чеченской Республики, певец Гилани Абдусалимов. Он представит центр на проекте «Карта дружбы», который стартует в Теректинском районе. Это реально важно – именно дружба когда-то помогла нам выжить.

Данара Курманова

Exit mobile version