Газета «Надежда»

«В связи с девальвацией могут быть трудности»

Начальник управления спорта ЗКО Азамат БЕКЕТ – об Олимпиаде, коррупции и финансовых проблемах  23 февраля в Сочи завершилась зимняя Олимпиада. Она стала триумфальной для хозяйки – сборной России – и, мягко говоря, неудачной для Казахстана. Одна бронзовая медаль и 26-е место в общем зачёте – это совсем не тот результат, на который рассчитывали болельщики и спортивные функционеры. Правда, в разговоре с «Н» глава облспорта Азамат Бекен отказался назвать позицию сборной Казахстана провальной. Зато рассказал, подходили ли уже к нему с коррупционными предложениями, и с какими финансовыми проблемами столкнутся спортсмены из-за девальвации тенге.

 «Даже выход в финал – большое достижение»

— 26-е место на Олимпиаде – это провал? — Считаю, что нет, но есть над чем работать. Всё-таки хотелось бы большего. Вы сами видели, как в шорт-треке у нас уже практически в руках была бронза, но, к сожалению, получилось как получилось, хотя даже выход в финал – это большое достижение. Шорт-трек у нас относительно недавно начал прогрессировать, для нас это «молодой» вид спорта. Но в Уральске он очень хорошо развит. Вы видели сами, наверное, что из четырёх участников команды трое – наши уральские парни. Раньше наши земляки не понимали, что такое шорт-трек. Все почему-то думали, что это что-то вроде кёрлинга. А сейчас начали смотреть, и Олимпиада это тем более показала. В общем, интересный вид спорта. Я сам прям зажёгся.

— К шорт-треку мы ещё вернёмся. Вам не кажется, что некий диссонанс получается: здесь 26-е место, а три года назад на Азиаде — триумфальное первое. Так ведь не бывает. Как, по-вашему, это можно объяснить? — Это совсем разные уровни – Азиада и Олимпиада. Всё-таки мировые лидеры в зимних видах спорта – это Европа и Америка. А в Азии кто? Разве что Южная Корея и Япония. Ну, сейчас Казахстан подтягивается. Поэтому, я думаю, сравнивать нельзя. Я могу для примера взять и летние виды спорта. Может быть так, что я – чемпион Азии, а на мировом уровне не могу даже в тройку войти. Это нормально, это спорт. Ну, и потом, Азиада проходила дома. Всё-таки как спортсмен могу сказать, что реально дома и стены помогают.

— Тогда я не очень могу понять, зачем нам Олимпиада 22-го года, которую активно пропагандируют сейчас: мол, она должна в Казахстане пройти. — Я не буду рассуждать глобально, моё дело — развивать спорт локально в Западно-Казахстанскойю область. Почему я делаю так, что чемпионаты областей по разным видам спорта сейчаспроводятся в Аксае или в Зелёновском районе? Всё для того, чтобы популяризировать спорт не только в городе. Точно так же и Олимпиада в Казахстане – это способ привлечения интереса к спорту у жителей страны. Ну, и, соответственно, это поднятие имиджа нашего государства. Кто до нынешних Олимпийских игр знал Сочи? А сейчас каждый знает. Поэтому я думаю, что это нормальное явление – бороться за то, чтобы Олимпиада проводилась в твоей стране.

— Вы, кроме шорт-трека, на Олимпиаде что ещё посмотреть успели? — Хоккей, фристайл и горнолыжный спуск. У нас была программа такая, что, если ты идёшь, допустим, на фигурное катание, у тебя это целый день занимает. Поэтому в день мы ходили только на одну программу.

— И какие у вас впечатления, как у болельщика, от всего, что там происходило? — Нет, конечно, по телевизору видеть одно, а смотреть это вживую (мечтательно задумывается)… Это надо своими глазами видеть. Я сам, когда в прошлом боксировал, мечтал попасть на Олимпийские игры и увидеть всё лично. Жалко, конечно, что всё-таки попал, но уже не в качестве спортсмена, а в качестве болельщика.

 «Я закрылся от всяких разговоров»

— Вернёмся к шорт-треку. В качестве одной из причин неудачи в финале аналитики оперативно назвали такую причину: выйдя в финал, ребята, мол, уже почувствовали себя, по сути, небожителями и к решающему забегу расслабились. — Тут важно не только это. Ещё сказался большой опыт тех команд, которые вышли с нами в финал. Мы вообще молодые в этом виде спорта, дерзкие – но всё-таки где-то опыта не хватило. Я сам не шорт-трекер, не могу как профессионал рассуждать, но я думаю, что, может, были просчёты в тактике: где-то надо было надавить, а где-то, наоборот, придержать соперника. Это тактика: тебе там сантиметров пять-десять даётся на две секунды, и ты должен именно в этот момент пролезть в узкое пространство. Тут как раз, я думаю, у нас опыта и не хватило.

— То есть сказалось то, что ребят перехвалили? — Я думаю, нет. Перед финальным забегом я  разговаривал с главным тренером, и настрой у парней, по его словам, был очень серьёзный. Я сомневаюсь, что наши парни расслабились.

— В ранних интервью шорт-трекеры говорили, что благодарны появлению этого вида спорта в Уральске бывшему начальнику облспорта Муслиму УНДАГАНОВУ. Ваш предшественник, действительно, главный творец успеха? — Я историю появления шорт-трека в ЗКО, конечно, до конца не знаю, но я слышал об этом. Конечно, вклад (Ундаганова – «Н») есть и большой даже вклад. Благодаря этому вкладу наша область – одна из лидеров в Казахстане по шорт-треку. Тем более это вообще была именно ето инициатива (Ундаганова – «Н»).

— Вы, кстати, как к приговору отнеслись, который ему вынесли? — Не знаю… В смысле «как»?

— Ну, приговор справедливый? — Не могу судить. Я сейчас скажу так, а потом другие скажут эдак. Поэтому не могу ничего сказать.

— Когда вы заступали на должность, вас коррупционный флёр этого кресла не пугал? — Да нет. Волков бояться – в лес не ходить. У меня никакого страха не было, у меня даже сомнений не было. Это же нормальная обычная работа. Я сам поставил перед собой задачу, чтобы в области появился Олимпийский чемпион, и к ней иду. А разговоров чего бояться? Я, можно сказать, закрылся от этого всего.

— К вам ещё не подходили с коррупционными предложениями? — Нет, ни разу. Да я и не знаю, как можно. Я даже не представляю, кто может ко мне подойти. Тендеров ведь никаких нет – с чем подходить?

— К вашему предшественнику же подошли. — Ну, я не знаю, как там было.

«Сложно найти инвесторов, которые будут постоянно вкладываться в клуб»

— Давайте вот ещё о чём поговорим. Скоро стартует футбольный чемпионат. Что вы, как начальник облспорта, ждёте от футбольного клуба «Акжайык»? — Задача одна: попасть в премьер-лигу. Мы с парнями поговорили, они тоже понимают, что у них такая задача. Ведь есть же всё-таки разница между премьер-лигой и первой лигой. Это вопрос авторитета, вопрос престижа. Да и финансово тоже разница в уровне ощущается.

— «Акжайык» — бюджетный клуб. Может, отдать его какому-нибудь частнику? Тогда и те же проблемы с зарплатой, которые были в прошлом году, вроде как сами по себе снимутся, и головной болью облспорта это больше не будет.

— А где у нас в Казахстане частные клубы есть? Ладно, «Кайрат», там «Казросгаз». А какие ещё клубы?

— По слухам, футбольный клуб «Актобе» частично финансируется из частных средств.

— Насколько мне известно – нет. Очень сложно найти инвесторов, которые будут постоянно вкладывать деньги в клуб.

— Сколько на футбольный клуб «Акжайык» денег уходит?

— В этом году?

— Да.

— Более четырёхсот миллионов выделено. Четыреста двадцать примерно. Бюджет сократился больше чем в два раза. Уровень футбола другой, лига другая.

— Не было ли предложений от вас или, может быть, наоборот, от представителей телевидения организовать по местным каналам футбольные телетрансляции со стадиона?

— Нет, но мы открыты для всех предложений. Это было бы очень хорошо. Хотя мне кажется, что прямые трансляции требуют очень больших затрат.

— Футбол является стратегически важным видом спорта для Западного Казахстана?

— Конечно! Сейчас мы начали в районах содержать штат тренеров и также в районах проводить селекцию среди детей. В прошлом году мы сделали школьную лигу по мини-футболу, в этом году мы сделали школьную лигу по трём видам спорта: баскетбол, волейбол, футбол. 940 детей в прошлом году участвовало по области в школьной лиге по мини-футболу. И там уже есть из кого выбрать.

— Кроме футбола, на каких ещё видах спорта акцент делается?

— Вот я могу даже как-то и похвалиться. За другие области плохо говорить не буду, но скажу, что в ЗКО равномерно развиваются практически все виды спорта. В общей массе те виды спорта, которые в Казахстане вообще на нуле, у нас прогрессируют. Много у нас видов спорта: гребля, академическая гребля, гребля на байдарках, — где мы тоже являемся лидерами. И борьба, бокс сейчас подтягиваются более-менее. Боевые виды спорта в принципе хорошо развиваются.

 «Постоянным спонсором сложно быть»

— Какой в этом году бюджет у облспорта?

— 2 миллиарда 305 миллионов тенге.

— Будет ли эта сумма в связи с девальвацией пересматриваться?

— Сейчас я пока не знаю. Где-то могут быть трудности. У нас часто бывает, что спортсмены выезжают за границу, и им там приходится пользоваться долларами. Так что проблемы возможны. Но я думаю, мы как-нибудь выйдем из этой ситуации.

— А облспорт привлекает бизнесменов, частных инвесторов, спонсоров для развития спорта в области, и охотно ли они идут?

— Мы стараемся не очень часто обращаться  к спонсорам, но бывают, конечно, такие моменты, где нужна помощь. Нас, как правило, выручают федерации – та же федерация дзюдо.

— Это федерации, а я имею в виду крупный бизнес.

— Есть у нас, допустим, группа компаний «Конденсат», у которой есть волейбольная команда, и она её спонсирует (помимо этого, «Конденсат» активно участвует в развитии детско-юношеского и молодёжного волейбола – «Н»). А постоянных спонсоров в остальных видах спорта у нас, к сожалению, нет.

— Но они нужны?

— Конечно, нужны. Но постоянным спонсором, вы сами понимаете, сложно быть.

«Я со всеми играю на общих основаниях»

— Вы сейчас каким-нибудь спортом для себя занимаетесь?

— Для себя я минимум три раза в неделю тренируюсь. Я и борьбой занимаюсь, и плаванием, и футболом.

— Как вам на всё хватает времени?

— Во вторник, четверг и субботу я тренируюсь. Суббота – нерабочий день. Иногда, бывает, я захватываю и воскресенье, если не успеваю в будние дни. Ну, а так… Я в восемь, в девять вечера могу пойти на тренировку. Мне необязательно, чтобы там кто-то ещё тренировался. Я могу один в зале тренироваться, проблем нет.

— Подчинённые с вами играют в тот же футбол?

— Да, желающих играть со мной много. Сейчас мы просто немного от футбола отошли,  потому что холодно.

— Вас побеждать не боятся?

— (чуть улыбается) Нет. Как говорится, в бане генералов не бывает. Так и в спорте их не бывает, я со всеми играю на общих основаниях. С детьми я могу прямо в строй встать, с ними же вместе тренироваться, с ними же в парах стоять, с ними же бороться. Это спорт, здесь ничего зазорного нет. Единственное, конечно, приходится надевать защитный шлем более закрытый, чтобы синяков на лице не оставалось.

 Беседовал Вячеслав ПОЛОВИНКО,
Фото Петра ТРОЦЕНКО

Exit mobile version