Газета «Надежда»

«Все трубы, ведущие газ к городу, есть – просто они простаивают»

Руководитель общественного объединения «Народный контроль за тарифами» Аскар Шайгумаров о том, как сделать цену на газ для Уральска и ЗКО дешевле в разы.  

— Почему, по-вашему, в области такой дорогой газ?
— Основная причина – это то, что закон «О газе и газоснабжении» практически не выполняется на территории Западного Казахстана, если брать конкретно наш регион. Так как согласно этому закону, наши власти в лице единого оператора у «КазРосГаза» могут скупать дешёвый газ по себестоимости для внутренних потребностей нашего региона. У них такое право есть. Скупать – и отдавать его уже потребителям по себестоимости. Но движения власти в этом направлении практически нет. Всё это время каждый раз, когда перед акимом области поднимаются вопросы о газе и о наших внутренних производителях, власти старательно их избегают. Они всегда кивают на Оренбургский завод. Вот новый Оренбургский завод нам по такой цене поставляет, и мы с этим как бы ничего не можем поделать. И ещё у них хорошая отговорка, что якобы у нас не такой уж и дорогой газ. В других регионах он дороже. Но там другой газ, газ другого качества. Если брать близлежащие регионы – Атырау, Актюбинск, — у них газ на порядок дешевле в 3-4 раза. Хотя 50% газа всего Казахстана добывается у нас. Мы является в этом плане локомотивом.
— По поводу дороговизны газа руководство области говорит, что у нас есть контрактные обязательства перед тем же Оренбургом, и мы их пересмотреть не можем. Смиритесь.
— Здесь оно немножко лукавит. Ежегодно, согласно международному договору между Россией и Казахстаном, у каждой стороны есть право пересматривать все эти цены. Здесь проблем вообще нет.
— Почему тогда эта тема замалчивается?
— Потому что это огромные деньги, им нужно зарабатывать, им нужно сверхприбыли получать. Те, кто стоит за вот этими газовыми компаниями, находятся либо в Москве, либо в Астане. Вот и всё.
— То есть им на Уральск и ЗКО, в принципе, всё равно.
— Да, им всё равно. Ведь не секрет, что у нас тариф на газ является «локомотивом» всех тарифов, и, в конечном счете, страдают производители и потребители. Если взять, например, Актюбинскую область, они находятся в более выгодных экономических условиях. Мы вроде бы граждане одной страны, но при этом у них цена на газ в три раза дешевле, чем у нас, и, получается, их товар наиболее конкурентоспособен, чем наш.
— Но в Актобе есть собственный газоперерабатывающий завод.
— Так и у нас есть! Вот именно что в Карачаганаке есть установка и у «Жайыкмунай» есть – у них газоперерабатывающие заводы. Они перерабатывают газ до товарного состояния. Мы этим газом можем пользоваться. Если брать Карачаганак, там у них установка стоит на 790 млн кубов, а у ТОО «Жаикмунай» – на переработку 1 млрд 700 млн кубов. Тогда как потребность Западного Казахстана – примерно 620 млн кубов.
— То есть даже один завод, по сути, будет не полностью задействован?
— Естественно.
— В чём вы видите выход?
— Всё уже есть, вся инфраструктура есть. Труба «Жаикмуная» есть, с Карачаганака до Уральска труба тоже есть, они просто сейчас простаивают. Надо просто их запустить.
— А вы этот вопрос как часто поднимали?
— Ну, мы переписку ведём со всеми, кто непосредственно влияет на тарифообразование в нашем регионе.
— И всё время все отмалчиваются?
— В последний раз мы провели собрание предпринимателей, представителей малого бизнеса, где была принята резолюция с требованием снижения стоимости газа в четыре раза. Эта резолюция была направлена в администрацию президента и акиму области в начале февраля. Там мы как раз поставили вопрос по снижению тарифа в четыре раза и пояснили, что такие возможности в нашем Западном Казахстане есть.
— Ответ был?
— Ответа пока не последовало.
— А когда будет?
— По закону в течение пятнадцати дней, но, если вопрос требует дополнительного исследования, то не больше месяца.

Вячеслав ПОЛОВИНКО

Exit mobile version