Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
22 C
Уральск
15.1 C
Аксай
Еще

    Проверка на вредность

    Только так можно охарактеризовать многолетнее разбирательство между государством и рядовым населением по поводу Семипалатинского полигона. Прошло больше 20-ти лет, а казахстанцы так и не поняли, что вреднее для здоровья: жизнь в зоне риска или попытка получить денежную компенсацию за нее? Почему органы соцзащиты до сих пор не подсчитали точное число жертв ядерных испытаний и когда страна, наконец, заплатит людям за потерянное здоровье? Ответы на эти вопросы пыталась найти корреспондент «Н».

    Вместо предисловия

    Испытания ядерного орудия на Семипалатинском полигоне шли 40 лет подряд: воздушные и надземные – с 1949-го по 1965 год, и подземные – с 1966-го по 1990 год. 29 августа 1991 года полигон все-таки закрыли. Но с этой даты идет уже 23-ий год, а казахстанцы, пострадавшие вследствие ядерных испытаний, либо до сих пор не реализовали свои права на компенсации и льготы, предусмотренные законом, либо вообще ничего не знают о них.

    На первый взгляд кажется: непонятно, как подобная ситуация могла сложиться в обществе, которое еще в 1989 году устраивало акции протеста от Семипалатинска до Москвы и всколыхнуло всю страну. В обществе, которое открыто обвинило Верховный Совет в том, что правительство не сдержало обещаний о сокращении числа и снижении мощности взрывов, и заявило о начале «народного моратория». Тем не менее, сегодня эти люди даже не думают бороться за положенные им льготы и надбавки к пенсии и зарплате, несмотря на то, что когда-то жили в местности с радиоактивным фоном в 4 тысячи микрорентген за час.

    Принцип обезьян

    Почему? Если попробовать разобраться в ситуации, становится ясно: причин несколько.

    Во-первых, люди, когда-то работавшие в Семипалатинске, а теперь переехавшие в Уральск, не владеют информацией об льготах. Потому что дать им нормальную консультацию органы соцзащиты не в состоянии. Решив узнать, что полагается гражданам, пострадавшим от испытаний на полигоне, редакция «Н» обратилась за комментарием в областное управление координации занятости и социальных программ. Сотрудники департамента предложили поискать информацию о льготах на сайте акимата ЗКО. Но конкретных данных о выплатах семипалатинцам на портале нет, есть только многочисленные вопросы от населения в блог. Тогда корреспонденты «Н» изучили блог и осознали, что все равно ничего не поняли, потому что ответы лишены конкретики, зато пестрят пунктами законодательных документов, в которых вы можете найти всю интересующую вас информацию.

    — Однако проблема в том, что если человек обращается к консультанту, это уже значит, что он прочел документы и ничего не понял, — говорит жертва испытаний Разия БЕКЕШВА. – А иногда бывает и так, что у человека нет желания изучать документацию, особенно если это – инвалид. Его интересует простой и конкретный вопрос – например, сколько денег в качестве компенсации я получу, если оформлю специальное удостоверение? По-моему, выражено более чем ясно – легко ответить. Но нет, человека грузят ненужными цитатами из трудового кодекса в сочетании со словами-паразитами типа «согласно статье» или «по решению правительства». Мы сами понимаем, что систему льгот разработали в соответствии с законом, и не надо напоминать нам об этом с интервалом в 10 секунд. А потом нам дают какой-нибудь номер телефона, и все начинается по новой. В этом и заключается главный минус наших органов соцзащиты – их работники или не владеют информацией, или не умеют строить разговор.

    — Я неоднократно обращался в центр выплат, — добавляет другой пострадавший Олег ПАВЛОВ. – Но ни разу не услышал ничего путного, так и махнул на эти льготы рукой. Неизвестно, что потом будет беспокоить больше – результаты облучения или расшатанные нервы. Наши чиновники будто живут по знаменитому принципу трех обезьян: «Ничего не слышал, ничего не видел, ничего никому не скажу».

    Во-вторых, как год назад сообщил НИИ радиационной медицины и экологии Семея, в Казахстане до сих пор нет точных данных о числе пострадавших. Поэтому планировалось до 1 июля этого года пересчитать всех граждан, проживавших около полигона с 1949 по 1990 годы. Ведь не все жертвы так и остались жить в Восточном Казахстане – около 30% переехали в другие области страны. Завершилась ли перепись, неизвестно. Хотя стоит ли требовать от работников НИИ результатов через год, если для анализа данных им не хватило двух десятилетий?

    Неравный подход

    Между тем, некоторые данные о начислении льгот можно найти в Законе РК от 18.12.1992 г. “О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне”. Там определены 5 групп населения, которые могут рассчитывать на надбавку к пенсии или зарплате, в зависимости от степени загрязнения места жительства.

    Первая группа – это люди, проживающие в зоне чрезвычайного риска (выше 100 бэр). Им полагается компенсация в размере 5 МРП за каждый год проживания рядом с полигоном.

    Вторая – зона максимального радиационного риска (35-100 бэр), здесь величина компенсации составляет вдвое меньше, 2,5 МРП. В третьей группе (7-35 бэр) начисляют 1,5 МРП, в четвертой (0,1-7 бэр) – 0,5 МРП, а в пятой (не ниже 0,1 бэра) – всего 0,25 МРП.

    Представители первой и второй групп могут рассчитывать на надбавку к пенсии и пенсии в размере 2 и 1,75 МРП, соответственно, даже если выехали в другие районы республики. А надбавка к заработной плате и дополнительный отпуск полагаются лишь тем, кто продолжает жить в зоне риска, причем высокой доплату назвать нельзя – до 2 МРП. Дополнительные дни отпуска варьируются от 5-ти до 14-ти дней. Срок декретного отпуска составляет 170 календарных дней при нормальных родах и 184 дня в случае возникновения осложнений или при рождении двух и более детей. Компенсация же вообще выдается только один раз. Не самая большая и достойная плата за потерю здоровья из-за постоянного обучения. К тому же, если человек переезжает жить в другое место, выплаты прекращаются.

    — Разве это честно? – возмущается Разия Бекешева. – То, что я переехала в Уральск, еще не означает, что все мои проблемы со здоровьем исчезли. Последствия облучения действуют на всех людей одинаково и независимо от того, где они теперь живут. Почему государство не учитывает этот факт? Ведь могут позволить себе не лишать нас компенсации. Можно подумать, нам выплачивают такие большие суммы – на эти крохи даже полный набор лекарств не возьмешь!

    Какие документы нужны для льгот?

    Как объяснили в департаменте труда ЗКО, пострадавшие от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны подать заявление в органы социальной защиты населения. В ответ на это комиссия не позднее чем через 5 рабочих дней после обращения должна выдать удостоверение «семипалатинца».

    Подробную консультацию по компенсациям, льготам обязаны предоставлять в отделах занятости и социальных программ по месту жительства. А по доплатам к заработной плате можно обращаться в бухгалтерию предприятия, на котором работает человек. Но обязательно – с удостоверением. Еще более  подробную информацию можно найти на сайте министерства труда и социальной защиты населения www.enbek.gov.kz

    Кроме удостоверения, подтверждающего право на льготы и компенсацию, надо представить любые документы, в которых указано, что человек определенное время жил именно в зоне радиационного риска. Это могут быть архивные справки аульного, сельского, поселкового Совета народных депутатов, трудовая книжка, диплом, военный билет, свидетельство о рождении или даже аттестат об окончании школы. Если документы по каким-то причинам отсутствуют, нужно обращаться в суд с заявлением об установлении юридического факта проживания в опасной зоне. Потребуются и свидетели.

    Вместо вывода

    Словом, отсутствие документов – еще не причина, чтобы отказаться от прав, предоставленных законом. Вопрос заключается в другом: стоят ли эти права того, чтобы тратить на них столько времени и сил?

    Впрочем, в ситуации намечаются и тенденции к улучшению. Как сообщили в отделе занятости и социальных программ Уральска, с 2014-го года вступит в силу новый закон, предусматривающий праздничные пособия для семипалатинцев. Уже сейчас, подав заявку в собес, можно добиться пособия для оплаты коммунальных услуг (распространяется она на вас или нет, можно узнать по номеру 51-06-06) в размере около 2000 тенге. Возможно, через несколько лет будет принято и решение о выплате компенсаций жителям Капустиного Яра. Остается лишь надеяться, что однажды государство поймет: ущерб здоровью дает о себе знать, куда бы ни переехал человек, и возместят его должным образом.

    Алия Жексенова


     
    Предыдущая статьяШирокой души человек
    Следующая статьяОшибочка вышла
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Уральская спортсменка получила лицензию на Олимпиаду

    19-летняя спортсменка из Уральска Мария Бровкова в паре с...

    Чаган вновь начал расти

    Согласно гидрологическому бюллетеню, за четыре часа с 12.00 часов...

    Рекомендуем

    Казахстанский бадминтонист примет участие в Олимпийских играх

    Дмитрий Панарин отыграл 27 турниров и набрал необходимое количество...

    В Уральске, Атырау и Костанае запущены онлайн-трансляции противопаводковых мероприятий

    Как проходят противопаводковые работы можно посмотреть онлайн на сайте...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл