Газета «Надежда»

Здесь вам не Европа!

Некоторые уральцы сами признали, что не являются цивилизованным обществом. И решили: такое заявление – достойное оправдание, чтобы игнорировать жертв ДТП или рубить собакам головы прямо у здания акимата ЗКО. О том, как корреспондент «Н» спасла собаку от смерти – в этой статье.

Все смешалось – люди, звери…

Говорят, ни один рассказ о животных не превзойдет тургеневское «Муму» в плане отражения человеческой жестокости и прочих общественных проблем. Что ж, с прошлого четверга с этим утверждением можно поспорить. Потому что Герасим, конечно, утопил своего четвероного друга, но не по своей воле, от безысходности, и ему хотя бы было Муму жалко. В происшествии около салона красоты «Альбина» по проспекту Достык-Дружба раненную собаку не пожалел никто.

28 ноября, в 4 часа дня, сотрудник «Н» стал свидетелем, как неизвестная женщина-водитель на полной скорости пересекла «зебру» и сбила собаку. Дворняга ударилась об капот автомобиля, пролетела пару метров и упала на тротуар.

Водительница с места ДТП скрылась. Пешеходы, переходившие дорогу вместе с животным, тоже предпочли уйти – по их словам, чтобы не травмировать психику своих детей видом окровавленной собаки, бьющейся в судорогах. То, что куда больший вред психике наносит пример сбегать от проблем, они как-то не учли.

Остались с псом только работники МГК ДЭП, но, как выяснилось вскоре, вовсе не для того, чтобы помочь. Пока корреспондент «Н» бежал в редакцию, чтобы найти телефон ветслужбы, дворники решили собаку убрать. Во всех смыслах. Во-первых, унести животное с проспекта куда-нибудь во двор, чтобы оно не пачкало брусчатку кровью. А во-вторых, чтобы собака не сопротивлялась, добить ее лопатой. Когда журналисты вернулись назад, то застали дэповцев прицеливающимися: как ударить псину по голове, чтобы скончалась мгновенно? Ничего плохого в своих намерениях дворники не усмотрели. Наоборот, заявили они, так будет даже лучше. Все равно собака «наверняка умрет, так зачем ей лежать на тротуаре, кровить и портить вид города, еще и рядом с акиматом»?

Ну и пес с ней!

Следуя такой логике, уральцы должны всерьез опасаться за себя в случае аварии – не дай Бог она произойдет рядом с акиматом, где они будут «портить вид города», ведь чистоты асфальта ради наши дворники готовы и голову отрубить.

Впрочем, возмутительно не это. И не то, что виновница ДТП не подумала затормозить и посмотреть, что случилось с собакой, а из десятков прохожих остановились только двое. И даже не то, что мужчины не только не откликнулись на просьбу о помощи, но и, увидев, как автор «Н» пытается отобрать у дэповцев лопату, рассмеялись: «Смотри, из-за какой-то шавки с дворниками дерется!» И не придумали ничего лучше, кроме как вооружиться телефонами, чтобы снять происходящее («Ты прикинь, сколько лайков эта фотка в Инстаграмме наберет!»).

Действительно, разве есть время помочь кому-то в беде, когда эту самую беду нужно сфотографировать и немедленно выложить в соцсети, ироничную подпись к ней придумать и смайлики соответствующие найти? Тут не до аварии. И это массовое равнодушие и есть самый возмутительный и пугающий факт. Когда окружающих не то что людьми, животными назвать стыдно, потому что не хочется оскорблять зверей.

Лечить не будем, но можем усыпить!

Когда дворники узнали, что имеют дело с представителями СМИ, то нашли оправдание своему поступку – к бездомной собаке бы в любом случае никто не приехал, гуманнее ее добить. И оказались правы.

Городская ветеринарная станция обследовать собаку отказалась, заявив, что прием раненых животных не входит в их компетенцию: «Лечить не будем, но можем усыпить!» Филиал республиканской лаборатории «КазНИВИ» отделался объяснениями, что его ветврачи занимаются лишь наукой, поэтому они не могут никого прислать. Словно перед тем, как стать учеными, эти люди ни разу не оперировали животных. А частные ветклиники сообщили, что не приезжают по вызовам.

— Проблема в том, что в Казахстане нет культуры содержания животных, — говорит председатель областного филиала Союза кинологов РК Татьяна КАЛЬЯНОВА. – Толку, что государство выдает ветеринарным станциям 100 миллионов тенге в год на отлов бродячих животных. Эти деньги тратят лишь на то, чтобы усыпить их. А услуг по оказанию скорой помощи для собак и кошек нет.

Между тем, случай 28 ноября – не единственное ДТП с участием животных в городе. Из официально зарегистрированных аварий, жертвами которых стали четвероногие, это пятая за год. Во всех происшествиях животные не получили никакой помощи от госструктур. Как объяснили в ветеринарной станции Уральска, 14-ти миллионов, выделенных в этом году из бюджета, хватает только на отлов и усыпление. На эти деньги не удается даже стерилизовать собак и кошек, что говорить о более сложных операциях.

Но если подумать, стерилизация в среднем стоит 6 тысяч тенге. За год же усыпили чуть больше 2-х тысяч кошек и собак. Умножим эти две цифры – получится 12 миллионов тенге. Следовательно, остается еще 2 миллиона, которые уже можно потратить на оказание первой помощи. А если учесть, что благодаря стерилизации количество бездомных животных сократится, то из года в год эта сумма будет расти.

Собачье дело

Тем не менее, пока за скорую помощь отвечает только общество защиты животных «За жизнь», которое на самом деле назвать таковым нельзя.

— Безусловно, сама идея создать общество защиты животных заслуживает уважения, — сказал ветеринар, пожелавший остаться неизвестным. – Тем более, создали его простые уральцы на добровольных началах… Но поймите: у настоящего общества должен быть другой уровень. Должен быть целый штат сотрудников, обязательно с ветеринарным образованием, должна быть налажена система сотрудничества с ветеринарными клиниками и аптеками. «За жизнь» ничем из вышеперечисленного не располагает, статус общества ему не подходит. Максимум, волонтерское движение, не больше.

Доля истины в этих словах есть: на запрос редакции сотрудники общества приехали только после 8-го звонка, но медицинское образование у них отсутствовало, и помочь собаке они не смогли. Специализированного автомобиля, чтобы доставить животное в частную клинику, у него не было, своего ветеринара – тоже.

Единственный врач в Уральске, который согласен приезжать по заявке, — это Ульяна ЯКОВЕНКО. За вызов она берет 800 тенге, дальнейшая стоимость лечения зависит от цен лекарств. Связаться с ней можно по номерам 51-75-18, 8-777-469-89-35 и 8-702-833-64-30.

— Но одним врачом проблему не решить, — говорит ветеринар Амина САПАРОВА. – К сожалению, из всех способов ухода за животными наши власти выбрали самые варварские. Сотрудников ДЭП тоже нельзя винить, им дана негласная установка избавляться от животных. Равнодушие к проблемам животных – это уже проявление жестокости, а она заслуживает наказания в виде системы штрафов. Наших людей можно перевоспитать только таким образом.

Вместо P.S.

Пока редакция «Н» ждала приезда ветеринара, нашлось немало людей, недовольных суматохой, поднявшейся вокруг собаки: «Зачем с ней возиться? Всем все равно не помочь. Здесь вам не цивилизованная Европа!»

И правда, судя по такому отношению – не Европа. Только цивилизованное общество зависит не от географического положения, а от людей, которые в нем живут.

Если подумать, создать Европу в Казахстане, да хотя бы в Уральске, не так уж трудно. Нужно всего лишь уважать людей, их труд и жизнь. То есть сначала думать, а потом делать. А если делать, то правильно, не перегибая палку. Чтобы в будущем идея уменьшить число бродячих животных не закончилась массовым усыплением, а стремление сделать город чище вкупе со страхом лишиться работы не подталкивали людей терять человеческое достоинство и рубить головы беззащитным живым существам. Не экономить на том, на чем нельзя экономить. Не плевать на улицах. Не выбрасывать мусор мимо урны. Не хамить в общественных местах. Не впадать в агрессию за рулем, будучи уверенным, что все остальные водители и пешеходы были посланы на вашем пути с одной-единственной целью: мешать вам ехать. Не сбегать, когда трудно. Нести ответственность за свои поступки. Помогать. Наконец, просто вести себя всегда так, как должно.

Вот и все, в принципе. И будет вам Европа.

Ну совсем не сложно же, правда?

Оказалось, сложно.

Жамиля Алимбаева

Exit mobile version