Газета «Надежда»

Надо себя сжечь…

Под таким девизом теперь живет актер областного драматического театра им. А.Н. Островского Руслан ДЖУМАХМЕТОВ.

Весь июнь он провел в VII Международной летней театральной школе СТД РФ, пройдя жесточайший конкурсный отбор. Из 500 претендентов в школу приняли только 82 молодых артиста из 28 стран мира. От Казахстана было всего три человека – две девушки из Астаны и наш уральский парень Руслан Джумахметов. К слову, он слышал об этой школе еще со студенческих лет и мечтал попасть в нее. Красный диплом Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л. Собинова, работа по специальности, роли, которые успел сыграть в театре, несмотря на небольшой стаж, и возраст до 35 лет позволили ему осуществить свою мечту.

Справка «Н»:

Международная  летняя школа СТД РФ – масштабный образовательный проект, цель которого – воспитание новой актерской генерации и содействие ее профессиональному росту, налаживание творческих и человеческих связей, обмен опытом между молодыми артистами разных стран. Основана председателем СТД РФ, народным артистом РФ Александром КАЛЯГИНЫМ в 2007 году в рамках Программы государственной и общественной поддержки русских театров стран СНГ и Балтии при участии министерств культуры Российской Федерации, Московской области и департамента культуры города Москвы. Школа базируется в Доме творчества СТД РФ «Звенигород», проживание, трехразовое питание и обучение «школьников» бесплатно. Занятия с 9.00 до 23.00,  в конце обучения на столичных площадках проходят выпускные спектакли.

Занятия по основным профессиональным дисциплинам проводят ведущие российские и зарубежные педагоги. Стать участником актерских мастерских под руководством Вениамина Фильштинского, Вячеслава Кокорина, Гитиса Падегимаса и других известных мастеров дорогого стоит. В программе обучения появились новые дисциплины: современный танец (Альберт Альберт и Александра Конникова), сценическое движение (Андрей Дрознин), сценическая речь (Елена Ласкавая и Виктор Мархасев), ритмика (Елена Дружникова), вокал (Алена Хованская), фехтование (Андрей Ураев)…

– В начале курса мы проходили кастинг на участие в выпускных спектаклях. Узнав, что я играл в «Дядюшкином сне», мне предложили прочитать первый монолог Мозглякова, потом его же исполнить в жанре оперы, потом станцевать… В итоге, меня выбрали три режиссера, но я хотел играть в драматическом спектакле и попал к доценту кафедры режиссуры драмы ГИТИС Екатерине ГРАНИТОВОЙ-ЛАВРОВСКОЙ. Она ставила «Сон в летнюю ночь», где мне доверила роль Лизандра, – поделился впечатлениями Руслан Джумахметов. – Выпускной спектакль прошел с большим успехом в Истре, Культурном центре им. Любови Орловой и Театральном центре «На Страстном».

– Три года работы в театре – это большой опыт. Однако, снова окунуться в студенческую среду, получить опыт работы с разными людьми со всех концов света, это сложно, иногда – мучительно, но очень полезно. Это круто. Актеру надо периодически «обнуляться», сбрасывать «шелуху», возвращаясь к первоисточникам. Поразили новые методики. Например, уроки фехтования идут через личностный подход, главное, чтобы актер существовал в движениях комфортно, и тогда все словно само получается. То же самое можно отнести и к актерской пластике, современному танцу. Не упустил возможности пообщаться со своим наставником по сценической речи Еленой ЛАСКАВОЙ. И еще пришел к выводу, что нашему театру очень повезло с главным режиссером – Оксана Михайловна во многом превосходит своих российских коллег, – у меня была возможность сравнить, посмотрев спектакли ряда московских театров, – рассказывает Руслан. Он убежден, что современный актер обязан в совершенстве владеть своим телом и речью, и намерен максимально передать полученные знания и навыки своим коллегам по цеху и учащимся ДМШ № 1 им. Д. Нурпеисовой, где он ведет занятия по сценической речи.

Жаль, что об этой школе мало кто знает, а ведь для молодых актеров подобные проекты нужны как воздух. Для тех, кто заинтересовался, сообщаем адрес сайта: www.schoolstd.ru.

ЦИТАТА:

«Надо себя сжечь и превратить в речь, Сжечь себя до тла, чтобы речь жгла!»

Виктор МАРХАСЕВ, профессор, педагог кафедры сценической речи Школы-студии МХАТ

Сезон с прорывом

Завершая 154-й театральный сезон, коллектив Уральского областного драматического театра им. А.Н. Островского подводит итоги и строит планы на будущее. Ведь следующий год – юбилейный.

– На мой взгляд, прошедший сезон сложился удачно, – считает художественный руководитель театра Оксана МАЛУША. – Состоялись премьеры вечерних спектаклей «Двенадцатая ночь» с целым каскадом великолепных актерских работ, «Дядюшкин сон», поставленный к юбилею Заслуженного деятеля РК Тамары СТОЛЯРОВОЙ, где она показала себя во всей красе, созданный ею образ, словно яркая комета, и другие отличные работы актеров, которые смело назвать прорывом. В конце года вышел «Город мастеров», рассчитанный на молодежную аудиторию, где сложный в драматургическом плане материал обрел красивую форму, благодаря хорошим актерским работам, оригинальному художественному решению и музыкальному оформлению. Завершает сезон премьера комедии Камолетти «Играем в дружную семью» — дебют молодого режиссера театра Галины НЕМОЛОЧНОВОЙ в роли постановщика вечернего спектакля. Не скажу, что получился шедевр, здесь и пьеса соответствующего уровня, но справилась с задачей она неплохо, молодежи надо на чем-то учиться и расти. Такие спектакли тоже нужны в репертуаре театра, по крайней мере, два премьерных показа прошли с аншлагом.

– Не могу не упомянуть и детские сказки «Каша из топора», «Братец Лис», «Крошка Енот»… Можно сказать, что сезон вынесли на своих плечах женщины. Надеемся в следующем сезоне использовать знания Руслана ДЖУМАХМЕТОВА, которые он получил во время учебы в Москве – в этом году он дважды проходил повышение квалификации, в том числе в Международной летней театральной школе Союза театральных деятелей РФ. Кроме того, семь человек получают высшее профессиональное образование в российских вузах. Во всяком случае, пока мы имеем возможность ставить то, что хотим, что считаем интересным и нужным для духовного развития зрителя, – отметила Оксана Михайловна.

Хотелось бы верить, что с переходом на самоокупаемость театр сумеет развернуться и рационально использовать свой потенциал. Впрочем, как скажется новая форма хозяйствования на творчестве, покажет время. По моему глубокому убеждению, рыночные отношения для учреждений культуры – путь гибельный. Ну, а пока в планах театра участие в Актюбинском театральном фестивале и гастроли в Атырау, где ждут наших актеров с нетерпением. По поводу премьер – есть несколько проектов, осуществление которых зависит от многих факторов. Следующий сезон – юбилейный и уральцы ждут новых открытий.

Анна ПАНИЩЕВА

От судьбы не убежишь

24 и 25 июня в ДК Молодежи воспитанники театральной студии «Феерия» представили на суд зрителей водевиль по пьесе Натальи Головановой «От судьбы не убежишь»

По сюжету спектакля Настя Быстрова (Анастасия Абрашина) с братом Андреем (Никита Кучкин) бежит из дома, чтобы родители не смогли выдать ее замуж за нелюбимого и незнакомого ей князя Белова (Андрей Уразов). По пути они попадают в трактир Марты (Анастасия Ахмерова) и Теодора (Юрий Недопекин). Затем Настя решается уплыть на пиратском корабле Катарины (Анастасия Губарева). Однако сама судьба сводит князя Белова и Настю, а Андрей влюбляется в Катарину. Вся история — о переплетении людских судеб и о невозможности убежать, уехать или уплыть от предначертанной любви.

Все герои пьесы от хозяйки трактира Марты и ее мужа Теодора до пиратов корабля Катарины (Анастасия Иванова, Анастасия Кондаурова, Ирина Плотникова и Екатерина Гридина) появлялись неожиданно из зрительного зала, они играли на сцене, пели, танцевали, падали, прятались и переодевались. Вечная тема любви легко подана с юмором и приправлена острой темой противостояния сильной и прекрасной половинок человечества. При этом все перевернуто с ног на голову: женщины против мужчин и «телячьих нежностей», но за пиратский образ жизни с похищениями и погонями, а мужчины – романтичны и слабохарактерны, не могут устоять перед рюмкой (как Теодор) и перед женским обаянием (как Андрей, князь Белов и Доктор в исполнении Бекета Рыскалиева).

Два акта водевиля насыщены современной музыкой и мелодиями советских кинолент, поэтому постановка предельно динамична – действие переносится то в зрительный зал, то в трактир, то на пиратский корабль. Подбором музыки, костюмов и декораций занимался сам режиссер – Андрей Уразов, а танцами — хореограф ЦВР Аягуль Салыхова.

«Наша театральная студия действует при Центре внешкольной работы уже шесть лет. И почти каждый год мы готовим отчетные спектакли», — рассказал руководитель «Феерии», актер областного театра им. А.Н. Островского Андрей Уразов. Он поблагодарил своих воспитанников и их родителей за работу на протяжении целого года. Главную идею своей постановки он определил так: «Спектакль о любви и о неизбежности судьбы, о том, что нужно быть самим собой и не пытаться примерять чужие роли или идти против своей внутренней природы. К примеру, как бы ни пытались женщины в наш век эмансипации тянуть на своих плечах мужскую работу и ни в чем от мужчин не отставать, мужчины ждут от женщин любви и нежности, тепла и понимания. Поэтому спектакль как раз о том, что каждый должен оставаться на своем месте».

Анна Киселева

Exit mobile version