Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
10 C
Уральск
9 C
Аксай
Еще

    «Тарифам – прозрачность, населению – платежеспособность!»

    С таким заявлением обратились к исполнительной власти представители политических партий, малого и среднего бизнеса. Местным филиалом ОСДП по этому вопросу был организован круглый стол, на котором выступил прибывший в Уральск известный экономист Петр СВОИК.

    Взывая к власти
    — Мы собрались, чтобы обсудить вопросы, связанные с ростом тарифов, — сообщил ректор АТиСО Евразийской академии Хайдар КАПАНОВ. – Все эти проблемы создают в последнее время социальное напряжение. Люди хотят вдумчиво все обсудить, эксперты выезжают в регионы. Грамотное решение, на которое могла бы оглянуться власть, рождается лишь в том случае, если есть диалоговая площадка.
    — Были выдвинуты предложения по принятию мер воздействия к монополистам с целью недопущения неоправданного повышения тарифов, — отметила председатель областного филиала ОСДП Кадиша МУКАНОВА. — Предлагается ежегодно на расширенных совещаниях с участием общественности и СМИ информировать граждан о соблюдении законодательства в тарифных сметах и о мерах по защите прав потребителей. Депутатам маслихатов области и города необходимо проводить встречи с жителям по обсуждению качества, полноты оказываемых услуг в сфере ЖКХ, соблюдения антимонопольного законодательства.

    Пенсионные деньги – в ЖКХ
    Интересную информацию озвучил член президиума ОСДП и экспертного совета по тарифной политике НЭПК «Союз «Атамекен» Петр СВОИК:
    — Чего мы бы хотели добиться в целом в стране и какие вопросы ставим перед властью и парламентом? Начну с того, что президент вернул на доработку закон, предусматривающий повышение пенсионного возраста для женщин. И это чрезвычайно важно и показательно, что и является знаком времени. По его поручению правительству теперь надо разработать варианты вложения пенсионных денег в эффективные отрасли экономики. А какие они? Все скажут, что это нефть и газ… Ну нефть-то уже почти вся у иностранцев, поэтому там особо и не вложишься. Кроме того, сегодня она в цене, а завтра может упасть. Стоимость газа сопрягается с нефтью. В общем, не очень надежно. Так что более надежно и должно быть более эффективно? Это и есть сфера ЖКХ, потому что этим пользуются все, это общенародная система. Какую отрасль ни возьми, у нее очень большие обороты, она вечная и категорически нуждается в деньгах. Коль это так, то эти деньги ЖКХ могла бы и возвращать с прибылью, если, конечно, правильно все построить. Мы понимаем хорошо, что любая попытка накопить пенсии через хранение в ценных бумагах не годится нашей стране в принципе. Потому что мы – это сырьевая страна, куда сливается вся долларовая инфляция. Своих денег у нас нет, только чужие кредиты и инвестиции. У нас базовая инфляции официально составляет 6%, а на самом деле понятно, что больше. А такой ценной бумаги, которая могла бы перебить такую базовую инфляцию и давать еще и инвестиционный доход, нет в природе. Поэтому все пенсионное «накопительство» сегодня убыточно по определению. Значит, нужна правильная система, чтобы эти отчисления можно было бы вложить в ту экономику, которая может сохранять и приумножать.

    На грани платежеспособности
    — Теперь о тарифах. То, что они у нас слишком велики и мы все обижены на монополистов, и даже иногда называем их проклятыми, все знают. Но то, что монополисты работают в проклятых условиях, и то, что им категорически не хватает денег на замену всего обветшавшего, на вложение в развитие — тоже факт. Тут очень много тупиковых ситуаций, которые надо развязывать только системно. Например, в партии мы сделали мониторинг по всем регионам «Сколько стоит реально прожить в Казахстане?» За основу взяли не утвержденный прожиточный минимум, а перепроверенный реальными рыночными ценами. Расклады у нас получились в полтора раза больше. Реальная стоимость, чтобы ты не умер от голода и чтобы тебя не выгнали за долги из квартиры, для одинокой пенсионерки в небольшой квартире (30 квадратных метров) составляет 27-30 тысяч тенге, для семьи (квартира 80 квадратов) – в пределах 200 тысяч. Меньше нельзя. И это притом, что мы не учитывали траты на одежду и прочие нужды. Выходит, что если тариф будут поднимать дальше, окончательно концы с концами не сойдутся. Даже допустим, что люди еще будут терпеть, но больше денег уже не вытащишь из населения. Надо реально поднимать его платежеспособность, иначе экономика задохнется. Как минимум, в два раза … Если первые 15 лет экономических реформ тариф устанавливался с учетом того, чтобы просто поддерживать эксплуатацию, то позже появилась другая идеология, когда кривая роста потребительской нагрузки столкнулась с истощением мощностей. Это идеология была материализована в конкретных постановлениях правительства о переходе к долгосрочным, инвестиционным, предельным тарифам, когда в него стали включать и расходы на развитие. В итоге тарифы монополий растут быстрее, чем общий рост цен в стране. Таким образом, население уже подходит к грани платежеспособности и малый и средний бизнес, кстати, тоже (большой бизнес не переживает, так как там существует совсем другая система снабжения). На самом деле денег для ЖКХ и электроэнергетики надо в разы больше, чем даже сейчас пытаются собрать с населения…

    Регулируем в темную
    — В вопросе с тарифами должна быть прозрачность. Потому что естественную монополию должен регулировать не рынок, конкуренции же нет, а кто-то другой. Может быть, государство, местный орган власти или общественный совет, но только не сам монополист. Это записано еще в букварях рыночной экономики. Вообще единой сквозной теории тарифного регулирования в мире нет. Но Казахстан в этом смысле — мировой лидер. И знаете в чем? Да в том, что эти тарифы мы пытаемся регулировать в темную. Регулятор понятия не имеет, что происходит на предприятии. В погоне за этой самостоятельностью мы защитили и все естественные монополии от какой-либо отчетности. На самом деле она есть, но с точки зрения кабинетной отчетности. Однако реалии, которые там происходят в жизни, это нечто другое. Поэтому наша принципиальная позиция состоит в том, что предприятия надо аудировать. Каждый год, комплексно, когда не только проверяют работу бухгалтерии, но и все «железки». То есть требуется аудиторское сопровождение деятельности и знание реальных дел на этом производстве. Ведь деньги собираются громадные, а куда они уходят – особо никому не известно.

    Нужна программа
    — Насчет общедомовых счетчиков, что тоже немаловажно. У нас нет систем измерения на потребление. Сколько отпускается, это все знают, а вот сколько потребляется – нет. Соответственно никто не знает, сколько уходит на потерях. Рисуют в тарифных заявках потери и даже там спорят — нормативные или сверхнормативные. Но реально этого никто не знает. Если даже где-то и стоят квартирные счетчики, во-первых, они не того класса, чтобы что-то измерять реально, а, во-вторых, они есть не везде. Поэтому все: и теплоснабжение, и водоснабжение, и канализация у нас построены на нормировании, а не на реальном измерении. И это никуда не годится. Поэтому правительство и законодатель, в общем-то, правильно ставят вопрос, чтобы каждый многоквартирный дом имел прибор учета. Но с этим ничего не получается — тогда идут на всякие ухищрения. Кажется, я про вашу область слышал, что пошли на то, что если ты прибор не поставил, тогда платишь дороже, а если ты — предприниматель, то и того больше. И это вызывает только возмущение, а никакое не оприборивание. Потому что, между нами говоря, установка прибора – это никакая не экономия, а на самом деле дополнительное удорожание всей системы. Это временная штука с льготами для тех, у кого есть прибор. Как только мы поставим их всюду, обнаружится, что общая стоимость не уменьшилась. Поэтому попытка сейчас делать что-то с налету, какими-то там финтами с тарифной дифференциацией ни к чему не приведет. Нужна серьезная государственная либо городская программа целенаправленного оприборивания в один сезон всех многоэтажек. Чтобы были однотипные приборы, один и тот же протокол съема данных. Но есть одна закавыка. Дело в том, что нет субъекта, который бы производил измерения по общедомовым счетчикам. КСК – совершенно безответственные, у них нет ни имущества, ни денег. Тем более что один КСК работает на несколько домов, и на самом деле этот прибор так и остается бесхозным. Что нужно? Ключевым является правосубъектность каждого отдельного многоквартирного дома. Проще говоря, в каждом доме должен быть создан свой КСК, который и должен стать пользователем прибора учета. Волею городских властей надо создать КСК в каждом отдельном доме и той же волею надо создавать современные крупные, может быть, не более десяти, к примеру, на Уральск, управляющие компании, снабженные с помощью государства техникой, связью, квалифицированными кадрами, чтобы они по договору обслуживали домовые кооперативы собственников. Если этого не сделать, конфликты и разборки так и будут продолжаться, и не будет нормальных измерений.

    Галина КАРЕНСКИХ


     
    Предыдущая статьяМесть за брата
    Следующая статьяХроническое неосвоение
    Аватар
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В Британии хотят запретить продажу машин на бензине с 2030 года

    Первой страной, где полностью запретят продавать новые автомобили с...

    Пропавший ребенок беспрепятственно дошел с рынка до универмага

    4-х летнего Тахира, о розыске которого объявили в пятницу...

    Рекомендуем

    Пропавший ребенок беспрепятственно дошел с рынка до универмага

    4-х летнего Тахира, о розыске которого объявили в пятницу...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл