Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
12 C
Уральск
12 C
Аксай
Еще

    Захолустные страсти

    В Международный день театра областной драмтеатр им. Островского порадовал уральцев премьерой спектакля «Дядюшкин сон» по одноименной повести Федора ДОСТОЕВСКОГО. Жанр постановки обозначен необычно – Мордасовские страсти.

    Между прочим, эта повесть напрямую связана с Казахстаном. Будучи в ссылке в Семипалатинске, Достоевский взялся за написание комического романа. Правда, он так и не был закончен, но кое-что впоследствии переросло в отдельные произведения («Бесы», «Село Степанчиково и его обитатели», «Подросток»). В их числе и повесть «Дядюшкин сон», которая была, по сути, отдельным куском, и доработана автором в виде провинциальных хроник для публикации в журнале «Русское слово».
    В свет повесть вышла в 1859 году, критика обошла ее молчанием, хотя в ней заметны черты фельетона и мотивы многих произведений, часть которых известна и современному читателю («Ревизор» Гоголя, «Евгений Онегин» Пушкина и другие). Впоследствии автор и сам недооценивал свое творение, считая его слабым, поскольку взялся за повесть исключительно «для возвращения к литературному поприщу после каторги» и отказывал в его инсценировке. И все же, произведение на сцену проникло. Первая постановка была в Малом театре еще при жизни Достоевского в 1878 году и с тех пор не сходит с театральных подмостков.
    Назвать легким это произведение нельзя, хотя его частенько ставят в жанре трагикомедии. Здесь мало действия и очень много длительных монологов (с полсотни страниц личного текста только у Столяровой!) и диалогов, идеальный вариант для радиопостановки. Однако главный режиссер театра Оксана МАЛУША с задачей справилась, как всегда, блестяще. За основу взяли инсценировку М. Кнебель и П. Маркова с сокращениями. Перестроили часть мизансцен, а некоторые подробности и вовсе убрали, что, впрочем, не испортило спектакля, а позволило вывести на первый план его главные идеи. И, главное, нет монотонности. Есть движение, страсть, трагедия, даже фарс, и превосходные актерские работы. Притом, что спектакль – режиссерский.
    Действие происходит в захолустном городке Мордасове, погрязшем в пошлости, скуке и интригах. Главная героиня Москалева пытается выдать замуж свою единственную дочь Зину. Сначала она привечает местного хлюста Мозглякова, а при появлении богатого Князя, несмотря на его дряхлость и слабоумие, прилагает все усилия, чтобы на Зине женился он. А Зина влюблена в учителя Васю (Алексей ЕГОРОВ, Николай РОМАНОВ), которому Москалева отказала от дома, узнав о романе дочери. Зина тоскует по умирающему Васе, сначала сопротивляется материной интриге, но потом обреченно соглашается на все, – ей одинаково противны и князь, и Мозгляков, да и весь Мордасов.
    Марья Александровна очень ловкая женщина, но ее план не срабатывает – этой дерзости местный дамский бомонд и получивший отставку Мозгляков не прощают. Тем более что Зина (Регина ФИЛАРЕТОВА, Светлана КАЛАНДАРОВА) вызывает неприязнь своей красотой и независимостью, ей явно не место среди всей этой грязи на птичьем базаре (при появлении дам раздается вороний гвалт – неплохая аллегория). А в финале мордасовское воронье, пардон, бабье, раздирает огромную куклу, изображающую Князя. Удачное решение, передающее сюжет произведения. Ведь на самом деле старичка терзали-терзали своими страстями, он и помер.
    Грязь на улицах и много грязи в душах жителей, что дает понять и оригинальное оформление авансцены – в беспорядке разбросанные кирпичи, по которым персонажи передвигаются, словно по улице с вечными лужами. Легкие, скупые и в то же время «говорящие» декорации – несколько полотен, свисающих сверху, четыре белых стула, пианино, не издающее звуков вообще, а сыгравшее гроб, да ступени на колесиках – то ли трон для паяца, то ли путь на Голгофу (художник-постановщик Максим БУДАЕВ). Эстетика Петра ФОМЕНКО, к которой так тяготеет Оксана Малуша, дала себя знать.
    Превосходно и музыкальное оформление: то мотивы на тему «Жил-был у бабушки серенький козлик», то неожиданные обрывки из симфонических произведений. Хорошо работает свет: переключая внимание зрителя на стыках мизансцен, он сам становится действующим лицом, а мордасовские дамы, несмотря на очаровательные платья и шляпки, в определенные моменты становятся скопищем чудовищ (чем не бесы?).
    Князь Насима МАМЕДОВА реально «весь на пружинках», порой потешный и наивный, как дитя, порой до омерзения сластолюбивый. Чудный старикашка, что далось, надо полагать, большим трудом. Превосходна Тамара СТОЛЯРОВА в роли Москалевой, сумевшая найти такие нюансы, что ее супердлинные монологи не становятся скучными. Сколько экспрессии в ней, хотя способы выражения достаточно скупы. Ах, как много пакостного можно облечь в мишуру красивых слов! Мозгляков (фу, ну и фамилия!) противен, не мужик – баба. При создании этого образа Андрей УРАЗОВ пошел по пути внешнего проявления мерзости, а Руслан ДЖУМАХМЕТОВ нашел более сдержанные способы показать натуру своего персонажа, но сразу становится понятно – гнилой человечишка.
    Очень понравилась Мирослава ШОНАЛОВА, сумевшая из небольшой роли приживалки Москалевой Настасьи Петровны сделать заметную фигуру. А ведь и впрямь судьбы людские вершат подчас лица второстепенные, а не «ферзи». Чрезвычайно хороши и Полковница Ларисы МУХА, язвительная, вездесущая разносчица слухов, и бестолковый, почти не говорящий Афанасий Матвеевич, муж Москалевой (Виталий КОТЕЛЬНИКОВ), и главная врагиня Москалевой – сытая и стервозная Анна Николаевна (Наталья КОПЕЕЧКИНА, Татьяна КОТЕЛЬНИКОВА)… Впрочем, маленьких ролей не бывает. И если актер не понял своего персонажа, не прочувствовал его, то и зритель его не поймет, не оценит, да и не заметит.
    – Не могу сказать, что мечтала взяться за «Дядюшкин сон», хотя Достоевского очень люблю, – поделилась после премьеры Оксана Малуша. – Материал сложный, но в труппе есть актеры, способные его оживить и материализовать. Для меня в спектакле важен артист, а не мои режиссерские придумки. Я организую актерам предлагаемые обстоятельства, говорю, ЧТО надо играть, а КАК они ищут сами. Признаться, работа над «Дядюшкиным сном» шла мучительно, спектакль собирали по крупицам, но в том и заключается ужас и прелесть нашей работы. Рада, что зритель нас понял.

    Анна ПАНИЩЕВА,
    фото Георгия СЕМЕНОВА

     


    close






    Подписка



     
    Предыдущая статьяМинимум «бронза»
    Следующая статьяНародный доктор
    Аватар
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Есмагамбетова разрешила работать театрам, в ТД — кафе и ресторанам

    О внесении изменений и дополнений в Постановления главного государственного санитарного...

    Рекомендуем

    В Уральском сегменте соцсетей пытаются продавать человеческие органы

    Объявления стали появляться в соцсетях Instagram  «Жалобы Уральска» и...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл