Газета «Надежда»

Я – червь, я – царь!

В канун праздника Наурыз на сцене областного драмтеатра им. А.Н.Островского трижды прошел спектакль «Собачье сердце» Московского Независимого театра, которому в ноябре этого года исполнится десять лет.

Этих гастролей уральцы ждали с нетерпением – в какой-то степени сказалась магия статуса столичного театра и… духовный голод провинциальной интеллигенции, который интернет и телевидение утолить не в состоянии. И пусть читатель не обижается на определение «провинциальная». В этом нет ничего плохого, ведь именно провинция пока еще сохраняет тонкий, весьма уязвимый слой общества, называемый интеллигенцией, и бережет традиции театра, как искусства отражать жизнь.

Итак, вернемся к спектаклю. Инсценировку по одноименной повести Михаила БУЛГАКОВА сделал Дмитрий РАЧКОВСКИЙ, основатель и бессменный художественный руководитель Московского Независимого театра, его же сценография и эскизы костюмов. На сайте театра он заявляет: «Нам не нужны театральные премии, победы на фестивалях, мнения театральных критиков. Мы работаем для зрителей».

Надо сказать, что МНТ не зря считается одним из самых успешных театральных проектов России. К сожалению, только в коммерческом плане. Привлечение в труппу звезд кино и театра, грамотно поставленный PR со скромной информацией по принципу «хороший товар в рекламе не нуждается», несвободная продажа билетов и единственный гастрольный день делают свое дело. Как правило, два спектакля «продаются» достаточно бодро, несмотря на приличные цены на билеты – 3500-4000 тенге в 2013 году. Перед началом спектакля и в антракте хорошо идет сопутствующий товар: программки (200 тг), буклеты (300 тг), а также DVD с записями спектаклей МНТ (1200 тг за диск). Кстати, Уральск изумил москвичей тем, что «потребовал» три спектакля, оказав весьма теплый прием.

Впрочем, это вовсе не значит, что уральский зритель всеяден. Он – добросердечен и не пресыщен. Конечно, многие театралы поняли, что постановка народного артиста России Валерия ЗОЛОТУХИНА вполне среднего уровня, сделана добротно, но без искорки, что кроме народного артиста России Владимира СТЕКЛОВА (профессор Преображенский) и Валентина МЕЛЬНИКА (Шариков), проживания роли у актеров заметно не было. Жаль, что совершенно невыразителен Борменталь Павла ВАСИЛЬЕВА – роль не главная, но и далеко не последняя.

Да и распределение ролей довольно странное – Шариков размером с профессора, члены домкома чрезвычайно откормлены и более напоминают «распальцованных» бандюганов, чем воинствующих невежд под флагом революции, а Швондер – весьма пузат и лыс. Разумеется, никто не сравнивает спектакль с гениальной экранизацией повести, но зачем уж так… неаккуратно.

Несколько обескуражила какая-то демонстративная неприязнь к Советской власти, которая еще могла быть оправдана в начале 90-х, но в наш век это выглядит, мягко говоря, недостойно. Напомню, премьера спектакля состоялась в январе 2006 года, то есть уже в «нулевые», можно и поглубже копнуть, не ограничиваясь лишь политической сатирой.

В то же время, нужно быть благодарными создателям спектакля за их бережное отношение к булгаковскому тексту. Почти без купюр сохранены монологи профессора Преображенского, тот фунт изюма, который является украшением повести и, соответственно, спектакля. Владимир Стеклов произносит их настолько от сердца, настолько они актуальны сегодня и созвучны настроениям мыслящей части общества, что вполне можно закрыть глаза на какие-то недостатки этой постановки.

А еще лучше – перечитайте повесть. И убедитесь в очередной раз, что настоящий художник – пророк. Что ученому нужно иметь большое мужество, сделав открытие и поняв его опасность для мира, суметь отказаться от дальнейшего вмешательства в Природу. Что уметь говорить еще не значит – быть человеком. И что дожить до старости с чистыми руками в современном мире – роскошь, которую могут позволить себе лишь истинные аристократы духа. Да и Швондеров с Пеструхиными и Шариковыми меньше не становится, а вот Преображенские и Борментали – исчезающий вид. И от этого становится грустно. Когда в финале спектакля, на поклоне актеров, звучат  вполне уместные здесь строки Гавриила ДЕРЖАВИНА:

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь — я раб — я червь — я Бог! –

они становятся напоминанием нам, живущим здесь и сейчас, о том, что все в мире взаимосвязано, а человек – лишь его часть. Давайте помнить об этом.

Анна ПАНИЩЕВА

 

Справка «Н»

Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ родился в Киеве в 1891 году в семье доцента кафедры древней гражданской истории и был с детства талантлив и начитан. В 25 лет он получил аттестат лекаря с отличием, но проработал по специальности только год. В Москву он переезжает в 1921 году, в самый разгул новой экономической политики (НЭП), берется за любую газетную работу. Днем – в газете, ночью пишет для души. Именно тогда и сложился его неповторимый булгаковский стиль – переплетение фантастической мистики с реальностью.

Одно из лучших своих произведений – ироническую повесть «Собачье сердце» — Булгаков начал писать зимой 1925 года, к весне она была готова, но опубликовать ее не получилось. Более того, агенты ГПУ в 1926-м рукопись во время обыска изъяли, вернуть ее удалось через несколько лет благодаря содействию Максима ГОРЬКОГО.

Впервые «Собачье сердце» было опубликовано на Западе на русском языке в 1968 году. В 1969-м вдова писателя Елена Булгакова привезла в Париж отредактированную рукопись. Книга была выпущена издательством YMCA-Press, это издание считается каноническим. В Советском Союзе до 1987 года «Собачье сердце» не публиковалось. Одноименный фильм снят в 1988 году.

Exit mobile version