Газета «Надежда»

В погоне за инфляцией

Новый главный антимонопольщик ЗКО считает, что у всех монополистов есть обязательства по привлечению инвестиций, в том числе и для модернизации сетей, но они не всегда выполняются, тем самым, ударяя по карманам потребителей.

В ЗКО сменился глава департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий. Им стал Ширинали Усенов, ранее работавший на должности заместителя директора департамента АРЕМ в Южно-Казахстанской, а затем Карагандинской областях. Нового начальника антимонопольного комитета «Н» попросила ответить на вопросы своих читателей.

— Основная задача вашего департамента — вести борьбу с ежегодным ростом тарифов или быть связующим звеном между монополистом и потребителем, регулируя интересы и тех, и других?
— Мы, конечно, не карающий и не надзорный орган, чтобы бороться с кем-то. Лучше сказать, что это отраслевой регулятор, направленный на контроль и налаживание деятельности субъектов естественных монополий. При этом мы обязаны соблюдать дисбаланс между субъектами, оказывающими услуги, и потребителями. Но это не говорит о том, что монополистов нужно поставить в угол и обанкротить. В любом случае полученные доходы должны покрывать их затраты, и при этом они должны еще и получать прибыль для подержания основных фондов. Хотя на практике это не всегда получается…
— При рассмотрении очередной заявки на повышение тарифа, казалось бы, учитывается буквально все. И все же стоит ли при этом вопрос платежеспособности населения?
— Ну не зря же ведь существуют определенные сроки рассмотрения заявок. Есть несколько этапов рассмотрения в зависимости от категории субъекта. Вот представьте, тариф рассматривается несколько месяцев, все представленные материалы тщательно анализируются, при необходимости мы привлекаем независимых экспертов. Потом обязательно проводятся публичные слушания, а иногда и повторно. Ведь для того, чтобы этот процесс был прозрачным, должна быть ясность в том, как субъект отчитывается перед потребителями. Конечно, проводится сравнительный анализ по зарплате в регионах. Затем на заседание экспертного совета приглашаются специалисты из той отрасли, где рассматривается тариф.
— У Вас большой опыт работы в этой системе. Как часто субъекты естественных монополий нарушают законодательство?
— Не скажу, что это происходит часто, но бывает. Причем, те субъекты, которые работают на рынке долгие годы, все-таки стараются не допускать каких-либо нарушений. Для того законом и предусмотрено, чтобы субъекты постоянно отчитывались перед потребителями по исполнению тарифной сметы.
— Многие потребители считают, что население становится заложником тарифной политики монополистов. Говорят, пока коренным образом не будет модернизирована жилищно-коммунальная сфера и важные стратегические объекты будут находиться в частных руках, мы так и будем терпеть тарифный «гнет»?
— От рыночной экономики, которая не стоит на месте, мы никуда не уйдем. Поэтому в данной системе нельзя все удержать в государственных руках. У этой медали есть другая сторона — до каких пор будут выделяться государственные средства? Ведь перед государством у монополистов есть обязательство в вопросе привлечения инвестиций, за счет которых они и должны проводить модернизацию сетей. К сожалению, не всегда именно так и получается, что и приводит к плачевным результатам…
— Антимонопольный комитет наделен полномочиями проводить проверки на стратегически важных объектах?
— Да, на постоянной основе. К примеру, для предприятий малых мощностей они проводятся один раз в три года. Все зависит от степени риска. А если поступает много жалоб, организуется внеплановая проверка. Самая распространенная жалоба от потребителей — на недопоставку и качество тепла. В таких случаях совместно с представителями прокуратуры и других органов мы выезжаем и проверяем подачу тепла от станции. Хотя практически в каждом случае причиной низкой температуры в квартирах являются «забитые» внутридомовые сети.
— С нового года в ЗКО повышается ряд тарифов. Это не может не волновать западноказахстанцев…
— Такая картина наблюдается по всей республике. Тариф сегодня не может угнаться за инфляцией, показатель которой ежегодно составляет от 6 до 8% и влияет на затратную часть тарифа. Ведь это: и материалы, и сырье, и ГСМ, и заработная плата. Все «растет», а субъект не может работать на убытки. Порой мы и так «выжимаем» из монополистов все до последней капли. А вот интересы потребителей стараемся учитывать всегда. Понятно, что есть разные категории населения: и пенсионеры, и многодетные, и малоимущие семьи, которым приходится нелегко…

Мария ПЕТРОВСКАЯ

Exit mobile version