Газета «Надежда»

Да идите вы… в СУД!

Отношения собственников квартир с КСК зачастую заканчиваются судебными разбирательствами с криками и нападками друг на друга. Монополисты и власть, взаимодействующие с кооперативами по роду службы, предпочитают самоустраняться, считая, внутридомовое хозяйство личной заботой горожан.

А кто все-таки виноват? Жильцы, привыкшие во всем кивать в сторону власти и проникшиеся иждивенческим настроением, или КСК, нередко злоупотребляющие своими полномочиями в вопросах распределения денежных средств. В этом попытался разобраться корреспондент «Н».
По данным ассоциации городских КСК, в Уральске действует 107 кооперативов собственников квартир, куда входит более 1000 домов. Самые крупные — «Коммунальник», «Жолдыс алга», «Центр», «Нур» и другие. Кстати, из 107 КСК в городскую ассоциацию кооперативов входит всего 15, которые, по словам председателя Ассоциации Станислава Филиппова, уже получили паспорта готовности к отопительному сезону.
— Многие жильцы даже и не ведают, за какие услуги они вносят деньги в КСК, -отмечает С. Филиппов. — Дело в том, что ежемесячная оплата в 15-18 тенге за квадратный метр включает ограниченный перечень услуг, куда входит работа электрика, обслуживание труб в подвале, ремонт подъездов… А если требовать от КСК все подряд, как это у нас любят делать, тогда и платить надо больше, вплоть до 60-80 тенге за квадратный метр. Как иначе? К примеру, в новых элитных многоэтажках, где работают даже садовники, жильцы ежемесячно вносят за обслуживание придомовой территории по 8000 – 9000 тенге.
По словам С. Филиппова, когда жалуются на КСК, зачастую видят только одну сторону медали, не учитывая проблемы самих кооперативов:
— Не всегда КСК справляется с потоком жалоб от жильцов в силу объективных причин. Дело в том, что не так легко найти дворника с окладом в 16000 или сварщика за 30000 тенге в месяц. Потом многие жильцы сетуют, что в их квартиры зимой плохо отапливаются. Мол, в этом тоже виноваты КСК. На самом деле такая проблема существует из-за того, что ТЭЦ не всегда выдерживает нагрузку, особенно на теплосетях протяженностью по 8-9 километров до жилого объекта.
Не секрет, что и КСК недобросовестно справляются со своими обязанности. И, как отмечает большинство горожан, корень всего этого кроется в том, что у власти нет правовых механизмов, чтобы хоть как-то помочь жильцам и повлиять на их деятельность. Кооперативы собственников квартир не подчиняются акиматам. Известно, что если работа председателя не устраивает жильцов, то по законодательству его можно сместить с поста и выбрать нового. Все это в полномочиях общего собрания. Кстати, в горакимате сферу жилищно-коммунального хозяйства курирует заместитель акима города Галим Урынгалиев, но связаться с ним, к сожалению, не удалось. Обратились в АО «Жайыктеплоэнерго», где работает тепловая инспекция, на основе проверок которой КСК и получают паспорта готовности к отопительному сезону. Казалось бы, монополист должен быть заинтересован в том, чтобы подстегнуть недобросовестных «кооперативщиков» и побыстрее провести опрессовку труб. Но не тут-то было. Технический директор ЖТЭ Захат Куанышкалиев за этой информацией посоветовал обратиться к генеральному директору Ринату Нурушеву, а тот, услышав вопрос, решил, что без письменного запроса от редакции эти сведения останутся в секрете. После таких отворотов-поворотов сложилось впечатление, что проблемы КСК вообще никого не интересуют. Хорошо еще, что на звонок откликнулся начальник отдела жилищного хозяйства управления энергетики и ЖКХ Куаныш Елубаев:
— Вопрос о создании жилищной инспекции, которая бы отслеживала и контролировала деятельность КСК, стоит на повестке дня давно. Но пока такого органа не существует. Что касается рычагов взаимодействия с кооперативами, то в наших полномочиях лишь всякого рода разъяснительная работа. Обычно мы приглашаем председателей КСК, рассказываем об этапах государственной программы модернизации ЖКХ, выслушиваем их проблемы и советуем, как поступить. В случае если КСК совсем ничего не делает, жильцы тоже могут обращаться за консультацией в наш отдел по телефону: 51-45-90.
— Прежде чем жаловаться на КСК, стоит проверить свои долги, отмечает председатель КСК «Жалын» Людмила Силантьева. – В наш КСК, к примеру, входит 12 двухэтажек, а сумма долга составляет четыре млн тенге. Есть такие жильцы, которые задолжали в КСК по 70 с лишним тысяч тенге. В данное время в суд направлено десять судебных исков. Мы не можем с жильцов выбить деньги. А судоисполнители вообще не обращают на нас внимание. И как эту проблему сдвинуть с мертвой точки?
— Эта тема неиссякаемая, — говорит в свою очередь руководитель общественной юридической приемной «Н» Шакир Суханбердин. – Зачастую, КСК игнорирует своего учредителя, коим являются собственники квартир. В подавляющем большинстве кооперативы не проводят отчетно-выборные собрания, не утверждают бюджет и смету доходов и расходов. Соответственно ежегодно не получают санкцию на расходование денег. В связи с этим нарушаются пропорции распределения денежных средств, идущих на ремонт, не контролируется размер заработных плат штатных работников КСК. Все это приводит к злоупотреблению со стороны администрации. А ведь расходование средств без одобрения не дворового, а общего собрания является грубым нарушением устава КСК и закона «О жилищных отношениях». Такие примеры в нашем городе не редкость. Если есть какие-то жалобы на работу КСК, включая худые кровли, заброшенные подъезды и прочее, надо идти в суд и разбираться! Другого пути просто нет…

Галина КАРЕНСКИХ

Exit mobile version