Общество

Туристы в пролете

Уральцев, заплативших сотни тысяч тенге, выселяли из гостиниц и снимали с самолетов

В Уральске туристическое агентство продавало людям несуществующие путевки. Молодая женщина – руководитель фирмы, печатала ваучеры и билеты на бланках неизвестного происхождения. По словам обманутых туристов, тратилась она только на бумагу и краску для принтера.

Светлана СОКОЛОВА

Как фанеры над Парижем…
К журналистам обратились сразу несколько человек, пострадавших от действий жительницы Уральска К.. По их словам, все они заплатили за путевки приличные суммы и совершенно не ожидали подвоха. При этом для большинства из них путешествие закончилось тут же, в аэропорту отбытия. Одну женщину с ребенком выселили на следующий день из отеля в Шарм-Эль-Шейхе – у нее из 10 дней оказался оплаченным только один день проживания.
«Мы в эту поездку собрались с племянником. Ему 11 лет. Путевку я приобрела еще в июле, заплатила за нее 570 тыс. тенге. После этого уехала на вахту и вернулась в Уральск за пару дней до вылета. В ночь на 22 августа мы прилетели в Шарм и заселились в гостиницу, а 23-го августа гид сообщил мне, что нас из отеля выселяют, так как наше пребывание в нем не оплачено», – рассказала «Н» жительница Уральска Асель.
Потрясенная туристка тут же связалась с руководителем турфирмы, в которой оформляла путевку и та сообщила: мол, ничего не понимает, видимо, деньги где-то застряли, и скинула платежку. Как потом выяснилось, платежка оказалась обычной бумажкой, напечатанной на принтере. Оператор, через которого К. покупала путевку, прислал официальное письмо, что денег от нее не получал. В тот же день ключ от номера Асель был заблокирован и до 12 ночи они с ребенком не могли попасть в комнату, где остались личные вещи, деньги и документы.
«Представьте: мы не могли ни поесть, ни отдохнуть, ребенок тоже был в шоке. Мы даже билеты не могли купить обратно, потому что вылет оттуда «дикарем» на двоих стоил больше 600 тыс. тенге. Конечно, у меня таких денег с собой не было! В номер мы смогли попасть только ночью. Я на свой страх и риск подошла к портье и сказала, что наш ключ не работает. К счастью, дневная смена забыла предупредить портье о нашем случае, и нам дали другой ключ. Еще несколько дней мы, в буквальном смысле слова, прятались от сотрудников отеля. Ни о каком питании в нем не могло быть и речи – за свои деньги перекусывали где придется. Хорошо, что везде в отеле есть Wi-Fi и я смогла связаться с посольством, братом и турфирмой, в которой К., якобы покупала для нас путевку», – вспоминает свой отпуск женщина.

«Спасибо скажите!»
В турфирме сообщили: путевки К. не оплачивала. Тем временем родственник Асель написал заявление в полицию, и это возымело действие. 27 августа, в конце дня от К. пришло настоящее платежное поручение. Асель она толком ничего не объясняла, сказала только: сняла застрявшие где-то деньги и снова переправила их в турфирму. К тому моменту отдыхать Асель с племянником оставалось двое суток.
30-го августа они вылетели в Уральск. Кроме испорченного отдыха у молодой женщины от поездки остался еще и долг перед коллегами по работе. Когда ситуация была совсем критичной, сослуживцы собрали деньги, чтобы продублировать стоимость путевки и скинули Асель на карту. Чтобы их обналичить, ей пришлось заплатить громадные проценты. И эти проценты ей еще предстоит возвращать.
Прилетев в Уральск, женщина наняла адвоката, который от ее имени подал заявление в суд. Асель потребовала возмещения морального ущерба.
«Вместо отдыха мы получили десять дней сплошного ада, к тому же племянник этот стресс получил прямо перед началом школьных занятий. Суд вынес решение о возмещении нам 50 тыс. тенге. Нас такая сумма не устраивает, и мы подали заявление на апелляцию. Но, судя по всему, этих денег она нам выплачивать не собирается. Как-то в телефонном разговоре она обронила, что мы должны ей сказать спасибо за то, что вообще летали на этот отдых, представляете!», – с возмущением говорит Асель.

Съездили на курорт!
Для всех остальных клиентов турагентства К. путешествия и вовсе закончились в аэропорту отлета.
«Мы долго готовились к поездке. Мужу было сложно отпроситься с работы, а мы несколько лет никуда не выезжали, но в итоге все-таки сумели выкроить и время, и деньги. Прошлись по городу в поисках турагентства, чьи условия нас удовлетворили бы. Где-то было закрыто, у кого-то условия были невыгодные. Зашли мы и в этот злополучный «Vip-Travel 07». Цены там были адекватные, кроме того, нам предложили еще и скидку. Сэкономленных денег как раз хватало на дорогу до Самары. Конечно, мы обрадовались и не стали искать другие турагентства. Если б знать, чем все это закончится!», – рассказывает еще одна пострадавшая Наталья Синица.
Ее история, со всеми остальными пострадавшими от деятельности турфирмы, похожи, как близнецы. Перед датой отправления людям звонит сама К. и сообщает: рейс задерживается. Затем отдыхающие все же едут в город Самара РФ, так как именно оттуда отправляются в вояж уральские любители южного отдыха. А на месте выясняется: рейса, на который у них распечатаны электронные билеты, в природе не существует.
Затем следует возвращение в Уральск, где начинаются хождения по мукам. К. перестает отвечать на звонки и месседжи, а тех, кто все-таки добивается с ней встречи, кормит «завтраками», но денег никому не возвращает. Единственный, кто сумел вернуть деньги за путевки – житель Байконура Руслан Калмуратов. Юрист по образованию, он сумел подобрать слова и убедить гражданку К. не усугублять ситуацию.
«Мы с супругой специально ехали через Уральск, чтобы погостить у ее подруги, а затем улететь в Анталью. Путевки купили заранее. Однако в Самаре выяснилось, что рейса, на который нам распечатали билеты, не существует. Связались с К., она пообещала решить вопрос завтра и назвала номер другого рейса. Которого, как нам объяснили в аэропорту, тоже нет и никогда не было. В итоге мы вернулись обратно в Уральск и все 10 дней, которые должны были отдыхать на морском берегу, я потратил на то, что ходил в эту фирму и выбивал обратно деньги, потраченные на путевки», – рассказывает Руслан.
После того, как стало понятно: моральный ущерб им возмещать никто не собираются, мужчина описал всю ситуацию и выложил пост в соцсети. Ему тут же позвонила хозяйка турфирмы и сообщила, что подала заявление в суд за… клевету и подрыв репутации фирмы.

Суд был, денег нет
Семейству Пальцевых после приобретения в фирме «Vip-Travel 07» двух путевок в Турцию и одной в санаторий «Акжайык» грозят судебные разбирательства. До Турции они не долетели, как и их собратья по несчастью, а поняли они все еще в самарском аэропорту. Но вот мама Ольги Пальцевой в санатории все же отдохнула. Если, конечно, можно назвать отдыхом ежедневные требования оплатить путевку.
«Первые сутки мама со своими вещами просидела, буквально, на лавочке. Потом эта К. все-таки перевела оплату за два дня и маму заселили. Однако дальнейшая путевка оплачена так и не была, а сотрудники постоянно трепали нервы, требуя денег. Ни о каком «Vip Travel 07» там даже не слышали. Нас поставили в известность, что в отношении мамы готовят исковое заявление с требованием оплатить путевку. И все это при том, что мы оплатили К. за все путевки наличными – из рук в руки. За наш несостоявшийся отдых мы отдали 702 тыс. тенге, плюс за путевку в санаторий 100 тысяч», – рассказала нам Ольга Пальцева.
По самым скромным подсчетам, от действий К. пострадало больше десятка человек. Сегодня в городской суд Уральска поступило пока семь заявлений пострадавших, по которым идут расследования. Два из них окончены медиативным соглашением, остальные иски удовлетворены частично.
Во всех случаях решением суда К. должна вернуть истцам деньги, потраченные на путевки, однако до сих пор ни один человек свои кровные от нее не получил.
Мы попытались встретиться с К. для выяснения ее точки зрения. Но руководитель «Vip Travel 07» несколько раз переносила дату и время интервью и так и не смогла найти время для встречи с журналистом. Сейчас по делу К. и ее фирмы департамент полиции ведет уголовное дело по статье «Мошенничество».
Но вопрос возмещения материальных и моральных потерь для пострадавших остается туманным. По их словам, К. неоднократно говорила им: никакого имущества у нее нет, и все претензии ей глубоко безразличны.

– «В этой ситуации больше всего поражает уверенность этой предприимчивой дамы в безнаказанности, – говорит руководитель Ассоциации турагентств Западно-Казахстанской области Нина ПУСТОБАЕВА.- Но и сами туристы отчасти виноваты. К сожалению, на нашем рынке еще довольно часто встречаются мошенники, поэтому нужно быть очень внимательным к деталям. Во-первых, турагент обязан составить нормальный договор отношений, в котором будет указан туроператор, через которого приобретается тур, прописаны не только все услуги, которые входят в тур, но и все данные, все контактные лица, адреса и телефоны. И проверять эти данные нужно не когда уже «все пропало», а в самом начале, как только получили путевку. В случае с этим агентством, если бы туристы прозвонили указанных туроператоров, они бы в самом начале поняли, что путевки липовые. Кроме этого, уже несколько лет в нашей стране действует такая вещь, как туркод. Любой турист вправе потребовать этот туркод от агента, который оформляет ему документы. Фактически, этим подтверждается его репутация и факт того, что турагент действует в рамках фонда «Туристик Камкор». Этот фонд, в частности, гарантирует возврат казахстанских туристов из заграничных путешествий. Это касается случая с женщиной, которая оказалась в затруднительной ситуации в Шарм-Эль-Шейхе. Но главный критерий безопасности – пользоваться услугами турагентств, которые работают продолжительное время. После выбора проверить агентство в реестре и, что действительно, важно, не покупаться на всевозможные скидки. Один только этот факт должен насторожить клиента. Стоимость путевок на одни и те же направления у большинства операторов примерно одинаковые. Обычно агентства зарабатывают на операции не больше 5-7%. Если при этом вам обещают еще и скидку, значит, фирма сработает себе в убыток. А разве такое бывает?