Общество

Без фонарей?

Как город с инновационным освещением оказался во тьме

В Уральске бороться с преступностью и ДТП с помощью технологий умного света начали еще в 2014 году. К концу 2018 года в идею инновационных технологий освещения улиц вложили 4,8 млрд тенге. А в начале 2019-го начали вовлекать в эти проекты бизнес.

Алла ЗЛОБИНА

Золото, а не свет!
В перспективе миллиардные вложения должны были не менее чем на 50% сократить одну из самых затратных статей бюджета – уличное освещение. Главная цель проекта – экономия бюджетных средств и безопасность. Вот какой расклад дают в отделе ЖКХ. Арифметика простая: большую часть энергии – до 80% старые лампы потребляют на собственный разогрев. Сотни устаревших уличных фонарей потребляли порядка 804 тыс. кВ электроэнергии в месяц. В год, при прежнем тарифе в 14,5 тенге за кВ, в уличном освещении Уральска «сгорало» более 100 млн тенге. Мощность лампы старого образца – 250 ватт. Светодиодной – от 100 до 150. После замены старых фонарей на новые городские власти планировали сэкономить до 80% затрат на освещение. Как сообщают в отделе ЖКХ, уже после реализации первых проектов городские власти смогли достигнуть 20% экономии электроэнергии. Старые лампы и опоры переносили в частный сектор.


В начале 2019 года в управлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ЗКО в разработке находились 16 проектов установки современных светодиодных светильников и замене воздушных линий электричества на подземные сети. На первом этапе в проекты вложили 1,8 млрд тенге, 3 млрд – на светодиодное освещение райцентров. Затем проекты решили передавать компаниям, которые вдохновились технологиями умного света.
Шесть из 16 проектов профинансировало КПО б.в. – в рамках программы социально-инновационных проектов, на сумму 858 млн 731 тыс тенге. По данным городского отдела ЖКХ, первый пилотный проект в городе запустили еще в 2014 году. Светодиодные светильники тогда появились на проспекте «Евразия», затем на улицах 5-го микрорайона и вдоль дороги, ведущей в международный аэропорт «Орал».


«У нас теперь нет паутины электрических сетей, которые повреждаются во время бурь из-за падающих деревьев. В первую очередь мы отработали въездные пути в город со стороны Самарской и Саратовской областей России, аэропорта и магистральных улиц – «Евразия»,«Сарайшык» и «Ихсанова», – объяснили в отделе ЖКХ.
Затем светодиодное освещение получил центральный проспект Уральска – «Достык -Дружба», ныне проспект Назарбаева. Тут установили более 150 опор и 296 дорожных и тротуарных светильников. Стоимость этого проекта – 250 млн тенге. На освещение внутриквартальных проездов между 7 и 9 микрорайонами ушло 64 млн тенге.

Лампы есть, а света нет
Как объяснили специалисты ЖКХ, власти не планировали решать проблему освещения города только за счет средств КПО б.в. Миллиардные проекты светодиодного освещения улиц решили отдать в конкурентную среду. Говорили, что в проекты готов влиться сельский бизнес – предприниматели Зеленовского, Бурлинского, Таскалинского районов области. А, к примеру, в г. Аксай проекты светодиодного освещения улиц планировали реализовать, привлекая деньги Евразийского банка развития (ЕБР).
Формат ГЧП выбрали, чтобы «облегчить» бюджет – привлечь инвестиции частных партнеров. В управлении энергетики, в свою очередь, сообщили: ЗКО в пятерке первых областей, где начали применять инновационные технологии освещения улиц.
При этом специалисты всех госструктур, которые занимались проектами, были вдохновлены идеей светодиодного освещения и убеждены – оно способствует решению проблемы ночных ДТП и преступности. Согласно мировой статистике, такие светильники помогают снизить уровень ночных ДТП минимум на 50%. После реализации всех проектов в городе должны появиться 10 486 светодиодных светильников.


«Перед защитой проектов мы проводили анализ городов, где на улицах уже установили светодиодные лампы. Там уровень преступности и ДТП снизился в разы. Маленькие диодные кристаллы направляют свой световой поток именно на уличное и тротуарное полотно, а не выбрасывают свет в ночное небо. Таким образом, улицы и дороги в ночное время освещены очень ярко, как днем», – объяснили «Н» в отделе ЖКХ.
Остается открытым вопрос: как получилось, что при миллиардных затратах и полученной экономии как только наступает вечер, город оказывается погруженным во тьму?