Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
18 C
Уральск
15 C
Аксай
Еще

    Большая игра Ларисы Муха

    Штрихи к портрету

    Успех артиста определяется не наличием главных ролей, не их количеством и не объёмом текста роли, полученной при распределении, а тем, насколько та или иная роль запала в душу зрителю, оставила след и врезалась в память на долгие годы. Иногда эпизод, сыгранный артистом ярко, крупными актёрскими мазками, убедительно, органично и неповторимо, запоминается навсегда, нежели главная роль. В копилке ролей ведущего мастера сцены, ветерана театра Ларисы МУХА, чей стаж служения только уральскому театру насчитывает без малого 49 лет, таких ролей — не один десяток. А уж если говорить о главных ролях и спектаклях, поставленных «на Муху», то рамки одной статьи будут слишком тесны.

    Путь актрисы

    С уральским драматическим Ларису Семёновну связала судьба, и, как оказалось по прошествии времени, совершенно не случайно. Родилась в Ростове-на-Дону, азы актёрского ремесла постигла в Ростовском училище искусств, где её однокурсником был ныне народный артист РФ Николай ЧИНДЯЙКИН (артист Московского художественного театра, — прим. авт.), а на курс старше учился Александр КАЙДАНОВСКИЙ. Окончив училище, начала свой актёрский путь 16 сентября 1965 года в Ростовском городском драматическом театре им. М.Горького. После смены своего первого в жизни театра на Уссурийский городской драматический, судьба забрасывает её в Волгоградский областной передвижной драмтеатр, затем в городской драматический театр г. Бугуруслан. Вообще, провинциальные актёры — люди часто мигрирующие. Они с лёгкостью меняли города и театры в поисках лучшей доли и «своего» театра и режиссёра. «Из Вологды в Керчь, из Керчи в Вологду»,- это ведь не выдумка драматурга, чьё имя носит наш театр, это констатация образа жизни артиста в поисках «чистого искусства». И редко кто из них остаётся верным одним подмосткам, одному городу. А наш театр может гордиться такими именами. В их числе и Лариса Муха, приехавшая сюда вместе с супругом, к слову сказать, тоже артистом Михаилом СОРОКИНЫМ и новорождённой дочкой Ксенией. Приезд их для нашего театра стал неслучайным: актёрская семья, мало того ставшая династией, но ещё и подарившая театру будущее, взрастив достойную смену — дочь-режиссёра (Оксана МАЛУША — с 2005 года главный режиссёр театра,- прим. авт.).
    Лариса Муха была зачислена в уральскую труппу 4 декабря 1970 года, а через три дня уже состоялся её дебют – это был ввод в спектакль «Неравный брак» по пьесе Б.Рацера, В.Константинова, популярных в то время драматургов, чьи пьесы часто шли в репертуаре нашего. Влились в труппу театра при главном режиссёре Яне ПАНДЖАРИДИ, став частью крепкого костяка. Недаром у Панджариди труппа была очень слаженной и сильной, ведь он собрал вокруг себя единомышленников. Наверное, в этом и был секрет успех театра того времени, а артисты, пришедшие в ту пору, стали крепким ансамблем на долгие годы, единой театральной семьей. Первые свои роли Лариса Семёновна получила у режиссёра Владимира ШАТИЛОВА: Наташа — «Самая короткая ночь» Р.Назарова, Кэт — «Криминальное танго» Э.Раннет, Тамара- «Мария» А.Салынского. Да, это были не центральные роли, но всё же, для того времени, когда труппа была укомплектованной и сформированной, молодая актриса была достаточно занята в репертуаре. Ей довелось поработать с разными режиссёрами, разных школ и художественной направленности, но всегда это были интересные и новые встречи, развивающие её актёрские способности и талант. У заслуженного артиста РСФСР Павла ПОДДУБНОГО она сыграла Катю в пьесе «Валентин и Валентина» М.Рощина, у Юрия АВДЕЕВА Аннушку в «Без вины виноватые» А.Н.Островского, где ей посчастливилось поработать на одной сцене с народным артистом РСФСР Олегом СТРИЖЕНОВЫМ, исполнившим роль Незнамова 26 раз в нашем театре. В спектаклях Я.Панджариди сыграла такие роли, как: Анна — «Васса Железнова» М.Горького, Степанида — «Деньги для Марии» В.Распутина, Воронкова — «Ретро» А.Галина, бабушка Варвара – «Акселераты» С.Ласкина, тётя Паша — «Летним вечером» А.Шагинян. Много ролей и интересных работ связано с именем режиссёра Александра ИНОЗЕМЦЕВА, в спектаклях которого она была часто занята: Филаретовна – «Онина свадьба» Н.Корсунова (местный драматург, — прим. авт.), Авдотья Васильевна — «Светит, да не греет» А.Н.Островского, Зинаида Семёновна – «Старый дом» А.Казанцева и др.

    Ломая все стереотипы
    У каждого творца между зрителем (слушателем) и творением есть некий проводник: у певца – голос, у художника- кисти и краски, у музыканта – инструменты. У актёра, кроме души и таланта, иного инструмента не существует. И выходя на сцену, он всякий раз играет на этом хрупком, тонком, беззащитном инструменте, беря свою планку. И не важно, какая роль тебе отведена – главная или второстепенная, — важно взять эту самую планку, чтобы родилось это чудо, имя которому – театр. Так вот Лариса Семёновна каждый раз берёт эту планку, независимо от того, много ли слов в её роли или же всего один эпизод. Она мастерски справится с отведённой для неё ролью, любой сложности и объёма. Ей подвластны все жанры: и комедия, и драма, и мелодрама. Она хороша в любом амплуа. Но равной ей в характерных ролях – нет. Она неподдельно органична, заразительна, колоритна и очень обаятельна.
    Вот что пишет о ней журналист и поэтесса Татьяна АЗОВСКАЯ: «Мы познакомились с ней в то время, когда Лариса Семёновна всё больше была на вторых ролях. Быть главной героиней легче: для неё и пьеса пишется, к ней и внимание зрителей приковано. А вторая – она и есть вторая. Лариса Семёновна стереотип ломала на каждом спектакле. Её маленькие роли запоминались всем – настолько она была в них яркой и естественной».
    Л.Муха работает не только в спектаклях местных режиссёров, но её активно занимают в своих спектаклях приглашённые режиссёры из Москвы и Ленинграда: у режиссёра Олега СОЛОВЬЁВА она играет Сонетку в «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лескова, у Татьяны ГЛАГОЛЕВОЙ – Саньку в «Любовь – книга золотая» А.Толстого, Арбузову в «Вагончике» Н.Павловой, у Геннадия РУДЕНКО – Улиту в «Лесе» А.Н.Островского.
    Вот отрывок из рецензии Т.Огневой в газете «Приуралье» о работе актрисы: «Те, кто смотрел спектакль «Любовь- книга золотая» по пьесе А.Н.Толстого, наверняка запомнил дворовую крепостную Саньку, приближенную к графине. Образ – не из главных, да и роль коротка, но всё-таки внимание зрителей останавливает. Это зрительское соучастие рождается всегда, когда на сцене видишь Ларису Муха. Роли Л.Муха — в основном – характерные. У актрисы обострённое чувство меры, необходимое для создания произведения искусства. Мера и художественный вкус, пожалуй, и являются главным мерилом в работах Ларисы».

    Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты
    Играет Муха всегда яркими и крупными штрихами, наполняя образ своим обаянием, свойственным только ей особым юмором, иронией, и, что немаловажно, — самоиронией. Помимо ролей в вечернем репертуаре, никогда не боялась пробовать и экспериментировать, была занята и в сказках, которые играла с удовольствием. Дважды играла в «Аленьком цветочке» — Капу в режиссуре заслуженного артиста РСФСР, народного артиста Коми АССР Николая ШАМРАЕВА в 70-ые, Нянечку в постановке П.ПОДДУБНОГО в 80-ые, а в 2000-ых сыграла забавную роль Кощеевны в сказке «Иван- богатырь и Царь – девица» С.Прокофьевой, И.Токмаковой в постановке О.Малуша.
    Наверное, в этом и проявляется высокий профессионализм и мастерство, потому что большому артисту по плечу любые роли, как сказал знаменитый русский артист Михаил ЩЕПКИН: «Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты».
    Начиная с конца 80-ых, и ближе к «нулевым» актриса Муха все более и в полной мере начала раскрывать свой талант и огромный актёрский потенциал, проявляя себя в разных, интересных и многогранных ролях, в разной режиссуре. У Александра УРБАНОВИЧА сыграла Светлану в пьесе А.Галина «Жанна», Шурочку в «Воспоминании» А.Арбузова, у Юрия КОНЕНКИНА — Афродиту в «Жизни и необычайных приключениях солдата Ивана Чонкина» по В.Войновичу, у Анатолия ТАРАСОВА – Эмму Эдуардовну в «Яме» А.Куприна. Было много режиссёров, хорошей драматургии, ярких ролей, среди которых хочется отметить русскую классику: Гурмыжская – «Лес», Филицата – «Правда – хорошо, а счастье лучше», Михеевна – «Последняя жертва», Бальзаминова — «Праздничный сон — до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», Турусина – «На всякого мудреца довольно простоты»,- это далеко не полный список героинь пьес А.Н.Островского в постановке О.Малуша. Конечно же, хочется отметить такие роли, как Анна Андреевна – «Ревизор» Н.В.Гоголя, Матрёна – «Власть тьмы» Л.Н.Толстого, Марина – «Дядя Ваня» А.П.Чехова и множество других ролей, в которых работы Ларисы Семёновны не то, что прекрасны, но и являются настоящим живым учебником по актёрскому мастерству, наглядным примером актёрского существования в русской психологической школе.
    Театр- искусство коллективное. Успех спектакля зависит не просто от хорошего исполнения разных ролей, а от слаженности, ансамблевости. Необходимо ещё и чувствовать своего партнёра, своей игрой помогая ему. Л.Муха в каждом спектакле действует сообразно режиссёрскому замыслу, нигде не выпячивая себя, чутко реагируя на смену сценического ритма. Она всегда естественна и органична. И какие бы роли она не играла – в каждой её героине можно выделить основную их черту – сознание человеческого достоинства, даже, несмотря на шаржированность и гротеск образа. А не в этом ли цель искусства – пробиться через всё наносное, суетное, мелкое к Человеку?

    Руслан ДЖУМАХМЕТОВ
    артист театра


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Полицейские Уральска оказали помощь женщине, которой стало плохо в машине

    По информации пресс-службы областного ДП, жительница города пожаловалась сотрудникам...

    Пострадавшие от паводков могут подать заявку на получение помощи через приложение eGov Mobile

    По словам руководителя управления цифровых технологий ЗКО Нурсултана Нурлана,...

    Рекомендуем

    Казахстанский бадминтонист примет участие в Олимпийских играх

    Дмитрий Панарин отыграл 27 турниров и набрал необходимое количество...

    В Уральске, Атырау и Костанае запущены онлайн-трансляции противопаводковых мероприятий

    Как проходят противопаводковые работы можно посмотреть онлайн на сайте...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл