Общество

С уральским театром связала судьба

Ровно 30 лет назад в юбилейный 130-й театральный сезон труппа театра пополнилась молодыми артистами из Павлодара. Они приехали в Уральск за своим режиссёром Юрием Коненкиным, приглашённым на роль главного в наш театр. В числе поступивших на службу был и Сергей Попов – ныне артист Государственного Академического русского театра драмы им. Лермонтова. За небольшой период работы в «Островском» он вошёл в его историю и смог оставить след в виде своих последователей-учеников, сделав задел на будущее. Буквально две недели назад ему исполнилось 65 лет.

Новая кровь – новая жизнь
В те самые 90-е, когда в воздухе витало ощущение надвигающихся перемен, театр тоже не мог остаться в стороне от событий, происходивших в стране. Многие артисты покидали стены театра, началась актёрская миграция. Вообще раньше театр постоянно пополнялся новыми кадрами, приезжавшими сюда со знаменитой Театральной Биржи из Москвы. Был «купец» – в виде директора или главного режиссёра и, соответственно, был «товар»- в виде артиста, и на этой самой бирже можно было пригласить на службу тех артистов, в которых нуждался театр. Так вот, в конце 80-х многие артисты уехали, а главным режиссёром был назначен Юрий Иванович КОНЕНКИН, выпускник знаменитого Щукинского училища (ныне Высшее театральное училище им. Б.Щукина,- прим. авт.). Приехал он из Павлодара, но не один, а со своими артистами-последователями. Так труппу театра пополнили Евгений ЖУМАНОВ (ныне артист кино, автор и исполнитель моноспектаклей в Алматы, – прим. авт.), Светлана ЗОЛОТОВА, Владимир ВЕСЛОПОЛОВ, Татьяна ФРОЛОВА, среди них был и Сергей ПОПОВ. Часть артистов, проработав один сезон, разъехалась, сам Ю. Коненкин был приглашён в Лермонтовский театр очередным режиссёром, а С. Попов остался в Уральске. На то были причины. В тот же год, когда они поступили в театр, была принята артистка Светлана КАДНИКОВА, окончившая Новосибирское театральное училище,впоследствии, они с Сергеем создали театральную семью.
Молодые артисты сразу же получили главные роли в спектакле «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» по В.Войновичу в постановке Ю. Коненкина, Сергей Николаевич- роль Чонкина, а Светлана Васильевна – Нюры. К слову, это была первая постановка романа-анекдота в Казахстане. Спектакль имел большой успех, по воспоминаниям коллег и театралов, стал событием того времени, а художественный совет театра высоко отметил работу «нового» артиста. Вот небольшая выписка из протокола художественного совета: «Интересная работа артиста в роли Чонкина, определившая успех у зрителей и прессы, говорит о его возможностях и творческой зрелости. Его Чонкин искренен, мыслящий, по-детски трогателен и наивен, смешон и трагичен. Создать образ Чонкина – необходимо обладать мастерством и умением «строить характер». После этой работы сразу стало понятно, что в труппе театра появился интересный, думающий, глубокий артист, которому можно доверить самые разные и сложные роли. В этом же сезоне артист получил ещё несколько ролей, среди которых была и сказка. У режиссёра Анатолия ТАРАСОВА артист сыграл Волка в «Секрете мудрого ворона» С.Прокофьевой, И.Токмаковой, Лихонина – в «Яме» по А.Куприну. Ю.Коненкин приступил к репетициям «Мастера и Маргариты» М.Булгакова, где С. Попов репетировал роль Коровьева – Фагота, но спектакль так и не был выпущен, в связи с переездом Юрия Ивановича в Алма-Ату.

Уральск- вторая родина
Будучи коренным алматинцем, окончив в 80-м году театральную студию при Лермонтовском театре, где его наставником и педагогом по актёрскому мастерству был легендарный Юрий ПОМЕРАНЦЕВ, народный артист РК, Сергей Попов связывает на 8 лет свою жизнь с театральным Уральском. В то время труппа театра была очень крепкой. Здесь ему посчастливилось поработать с народной артисткой КазССР Екатериной ВОЛОДАРСКОЙ, заслуженной артисткой Чувашской АССР Риммой КАПИТОНОВОЙ, заслуженным артистом КазССР Владимиром ПОПОВЫМ, Ларисой МУХА, Тамарой СТОЛЯРОВОЙ, Юрием АНДРУХОВИЧЕМ, Маратом и Райлёй КУРБАНГАЛЕЕВЫМЫ и многими другими. Они стали для него не только коллегами, партнёрами, учителями, но и друзьями. Потому что талантливые люди легко принимают в своё окружение интересных, думающих, развивающихся людей, каким был и есть Сергей Николаевич. Неравнодушный,находящийся в постоянном поиске, он занимался саморазвитием, несмотря на то, что уже давно перестал быть «учеником». С. Попов прекрасно понимал, что актёрской профессии нужно учиться всю жизнь, открывая в ней новые грани и постигая её на практике. На уральской сцене им была создана галерея интересных образов: Огюстен в «Крошке» Ж.Летраза, Фернандо в «Семье преступника» П.Джакометти, Кавалер Рипофратта в «Трактирщице» К.Гольдони, Фисель в «Генералах в юбках» Ж.Ануя, Вершинский в «Дикарке» и Жадов в «Доходном месте» А.Н.Островского, Вурм в мещанской трагедии Ф.Шиллера «Коварство и любовь»» и другие. Работал с разными режиссёрами, что было немаловажно и сказалось на его актёрском росте, ведь он был занят в репертуаре театра, играя главные и основные роли. Среди режиссёрских имён можно выделить имена Франца ПУХОВИЧА, Евгения АБРААМЯНА, Аллы ЦАРЁВОЙ – все они в разное время были главными режиссёрами театра.
В сезоне 1992-1993 гг.,после отъезда Марата КУРБАНГАЛЕЕВА, Сергей Николаевич берёт на себя руководство театральной студией при театре. Среди его учеников были Насими МАМЕДОВ, Оксана МАЛУША, Марк ЛАРИН, Максим НЕМЧИНОВ, Людмила БАЖИНА, Илья ТАРАНОВ, Тимур КУРБАНГАЛЕЕВ и другие. Параллельно этому Сергей Николаевич поступает на заочное отделение Самарского государственного института культуры на кафедру театральной режиссуры в мастерскую Владимира РАСЩУПКИНА. По окончании получает специальность «режиссёра-преподавателя». В студии с молодыми ребятами Сергей Николаевич занимается с упоением и большой самоотдачей, передавая им весь свой опыт и накопленные знания в области актёрской профессии. В процессе обучения они разрабатывают пьесы Уильяма Шекспира, учась на хорошем материале: репетируют сцены из «Гамлета», а выпускным спектаклем, итогом их обучения становится «Ромео и Джульетта», который с успехом прошёл на подмостках старейшего театра. Так многие из студийцев связывают свою судьбу с театром, получив путёвку в жизнь и следуя заветам и урокам своего учителя, не только профессиональным, но и этическим, как следует вести себя в театре и «существовать» в нём достойно. В это время уже как режиссер, а не педагог Сергей Николаевич ставит на сцене театра свой первый спектакль– «Забавные приключения на лесной полянке» М.Гусева, получив диплом в 1996 году, выпускает свою дипломную работу- «Лакейские игры» Э.Брагинского. В этом же году он поставил детский спектакль «Исчезновение принцессы Фефелы III» Л.Титовой, А.Староторжского. Репетирует с артистами и доводит до финала спектакль «Служанки» по абсурдистской пьесе Ж.Жене, но по своим причинам спектакль не был сыгран зрителям. Доработав и закрыв 137 театральный сезон, в 1997 году Сергей Николаевич возвращается в родной город Алматы, в труппу театра имени Лермонтова.
Сейчас С. Попов служит в Лермонтовском как артист, ставит спектакли, идущие с успехом, среди них комедия «Что хочет женщина» Л.Разумовской, которую театр привозил на гастроли в Уральск в 2014 году, «Визиты к мистеру Грину» Д.Барона и драма «Однажды в Глостере» И.Горовица с Юрием Померанцевым в заглавной роли. Встреча с Поповым в Уральске всегда радость: и для его коллег, и для учеников, и для зрителей, которые помнят его актёрские работы. Наверное, фамилия Попов для нашего театра знаковая и очень значимая во всех смыслах: ведь в разные годы театру служили заслуженные артисты КазССР Виктор Тихонович и Владимир Яковлевич ПОПОВЫ, внесшие огромный вклад в развитие культуры не только области, но и республики, не стал исключением и Сергей Николаевич. Мы рады, что он является частью нашей театральной летописи. Юбилей- это не итог, это иные горизонты и шаг на новый уровень. Хочется пожелать юбиляру не терять энергии, жажды к познаниям и открытиям, крепкого здоровья для осуществления задуманных планов и в покорении новых высот.

Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
артист театра