Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
25 C
Уральск
15.1 C
Аксай
Еще

    Туризм в ЗКО: много слов, мало дела

    О необходимости развития внутреннего туризма в ЗКО уже не первый год не говорит только ленивый. И если детско-юношеский туризм в нашем регионе еще может похвастать активностью и достижениями (спасибо областному центру детско-юношеского туризма и экологии и его руководителю Виктору Фомину), то в остальном, несмотря на огромный туристский потенциал и массу разнообразных интересных маршрутов, особых подвижек в этом деле не наблюдается.
    «Н» выясняла, с чем связана весьма слабая и недостаточная работа по привлечению туристов и как нужно заманивать не только иностранцев, но и собственных жителей в живописные природные уголки и исторические объекты ЗКО.

    В настоящее время все старания по раскрутке местных природных и исторических достопримечательностей сводятся к периодическим мероприятиям, круглым столам, совещаниям и прочим встречам заинтересованных сторон. Однако системной и постоянной работой почти никто не занимается. Хотя предложений и идей, как расшевелить туристическую отрасль, высказывалось немало. Так, еще в 2016 году в ходе визита в ЗКО член Президиума Нацпалаты «Атамекен» Талгат ДОСКЕНОВ предлагал следующее:
    — По развитию внутреннего туризма, наверное, должна быть создана Дорожная карта, определяющая болевые точки вашего региона в этой сфере. Местным айтишникам можно было бы создать такую Карту заповедных и исторических мест, с учетом того, чтобы клиенту было удобно к ним еще и подъехать. То есть создать хороший справочный материал на разных языках, который могли бы прочесть люди из разных стран, узнав при этом, куда можно поехать, в какую фирму обратиться и какую получить поддержку. Тогда внутренний турим будет развиваться. Ваш регион уникален, такого больше нет.
    В свою очередь, тогдашний директор Палаты предпринимателей ЗКО Кенес АБСАТИРОВ призвал ввести льготы для бизнесменов, желающих развивать внутренний туризм:
    — Дело в том, что нужны преференции, чтобы предприниматель в этом случае мог получить освобождение от налога на имущество, хотя бы в течение первых лет. Нужно дать возможность людям построить объект, приобрести какую-то технику. Раз вложился бизнесмен в самолет или строительство базы, не нужно трогать его. Государство при этом ничего не теряет. Через три года предприниматель встанет на ноги, отладит маршруты передвижения, чтобы люди туда могли ездить.
    На той встрече также было отмечено, что туристов, желающих приехать и порыбачить на Урале, очень много. Интересуются даже москвичи.
    — У нас на Урале в сезон рыболовства на расстоянии пяти километров никого нет, — отмечали выступающие. — Но сюда не едут, потому что нет элементарной информации. Непонятно, куда нужно обратиться и какое разрешение нужно брать.
    С тех пор мало что изменилось. Внутренний туризм по-прежнему не получает широкой поддержки и продвижения, хотя заявлений с различных трибун о необходимости его развития меньше не становится. «Н» поинтересовалась у экспертов, имеющих отношение к этой сфере, что, по их мнению, тормозит развитие туризма в ЗКО и что необходимо предпринять для улучшения ситуации.

    — О развитии внутреннего туризма все говорят, но практически никто ничего не делает, — считает краевед, историк Айбулат КУРУМБАЕВ. — Говорят, что есть исторические, природные места красивые, что есть потенциал, но дальше слов дело не идет, а если идет, то очень маленькими шажками. Финансирование маленькое по сравнению с другими областями, по развитию внутреннего туризма слабо работа двигается. Один из главных моментов – дефицит информации, то есть люди из других регионов и стран, может, и хотят приехать к нам, но не владеют необходимой информацией. Нет плана мероприятий: когда, где, что проходит.
    Интересные маршруты и объекты в ЗКО для посещения есть, они достаточно раскручены, туристы знают о них, тут лишь нужно подсобить в плане развития инфраструктуры, ведь до некоторых объектов элементарно трудно добраться. Возьмем, к примеру, Шалкар: озеро известное, туристами облюбовано, есть асфальтовая дорога, есть юрты, но их хозяева не обучены гостевому туризму, сервису, вдоль берега освещение можно было бы установить, и, наконец, туалеты там в ужасном состоянии, их хотя бы почистить и подкрасить надо. Плюс на озере нет порядка в том плане, что кто где хочет ставит машину, выбрасывает мусор и так далее. Надо разделить территорию на отдельные зоны: для отдыха, спортивных игр, парковки, торговли, питания. На горе Сасай можно сделать обзорную площадку, лестницу. Это будут минимальные затраты, но максимальный эффект. Или взять Бокейординский заповедник: там есть гостиницы, но туда нельзя заселиться, потому что они не имеют права оказывать платные услуги. А зачем тогда их строили? Этот юридический вопрос тоже требует решения.
    Интересные маршруты есть по Теректинскому району – Сауркин яр, например, сплав по реке Урал, на гору Ичка в Таскалинском районе. На Ичку, кстати, тоже проблема попасть, в связи с географическим расположением нужно спрашивать разрешение у пограничников.
    Приведу еще один небольшой пример, почему у нас слабо развит туризм. Мне жаловались российские туристы, что их в ЗКО крупно оштрафовали дорожные полицейские. Я понимаю, что если бы имело место серьезное нарушение, то тогда штраф оправдан. Но в их случае нарушение было незначительным. Зачем же тогда с них большие деньги взыскивать, неужели ГАИшники не могли войти в положение и устно предупредить на первый раз, должны же понимать, что это туристы, они привозят к нам деньги. В итоге эти россияне заявили, что больше не поедут в нашу область в качестве туристов.
    Среди мер, которые, на мой взгляд, значительно увеличат приток туристов и в целом положительно скажутся на развитии внутреннего туризма, можно выделить такие, как создание туристко-информационного центра, разработка Дорожной карты по развитию туризма ЗКО, увеличение финансирования на эти цели. Не нужно забывать и про такие важные мелочи, как дорожные указатели, чтобы туристу было проще добраться до того или иного объекта, небольшие имиджевые видеоролики, рекламирующие наш туристический потенциал и так далее. Комплексная работа должна быть, а не так, что несколько мероприятий провели, отчитались, и на этом все.

    — После распада СССР сфера туризма у нас заглохла и за годы независимости получила не такое развитие, как хотелось бы. Да, есть определенные маршруты, но их облагораживанием, обустройством и рекламой мало кто занимается, — делится мнением председатель ОО «Ассоциация туризма «Акжайык» ЗКО», экс-директор турфирмы «Панорама» Нина ПУСТОБАЕВА. — Взять тот же Шалкар, там одни лишь туалеты своим видом могут отпугнуть туристов. Такой замечательный объект, а инфраструктура в плачевном состоянии, одни юрты на берегу стоят, а больше практически нечем похвастать.
    Еще одна проблема, которую хотелось бы выделить: дефицит опытных квалифицированных гидов и экскурсоводов. Это только на первый взгляд может показаться, что рассказывать туристам о местных достопримечательностях легко и с этим может справиться почти любой человек. На самом деле здесь нужны серьезные знания и по истории, и по географии, и умение держать внимание слушателей. В этом деле все имеет значение, вплоть до правильной позы на сиденье в автобусе во время экскурсии. К слову, автобусы для экскурсий в ЗКО большей частью устаревшие и неудобные, а нужны более комфортабельные и современные.
    Государству необходимо создавать условия для того, чтобы бизнес и инвесторы пошли в сферу туризма, занимались не только отправкой в зарубежные страны, но и развивали внутренний туризм. Если предприниматель будет видеть, что эта сфера приносит прибыль, он с удовольствием возьмется за ее освоение. А у нас даже ответственные за туризм госорганы постоянно меняются, то за эту сферу одно время отвечало управление физкультуры и спорта, то потом создали отдельное управление, сейчас вопросами внутреннего туризма по сути занимаются несколько человек в отделе при областном управлении предпринимательства. Такие перекидывания туда-сюда и размытая ответственность наш туризм на более высокий уровень точно не поднимут.

    Чтобы узнать видение сегодняшнего состояния и перспектив внутреннего туризма со стороны государственных органов, «Н» адресовала несколько вопросов сотрудникам отдела туризма и внешнеэкономических связей управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ЗКО. Ниже мы полностью приводим их ответы.

    — Каковы основные проблемы в развитии внутреннего и въездного туризма в ЗКО — чего не хватает, почему нет широкого интереса и востребованности?
    — На сегодняшний день проблемным вопросом развития туризма в области является слаборазвитая инфраструктура. Но активно ведется работа по развитию туристской инфраструктуры, а именно строительство гостиниц международного уровня (Новотель, Хилтон, Холидей Инн), развитие придорожного сервиса на дорогах областного и республиканского значения, ведется строительство взлетной полосы в Бокейординском, Казталовском, Жанибекском районах. Также ведется капитальный ремонт дорог областного и республиканского значения, ведущих к туристским объектам области, в том числе ремонт дороги до Западно-Казахстанского областного историко-культурного, архитектурно-этнографического музея-заповедника Хан Ордасы. Начинается проект по реконструкции и модернизации терминала международного аэропорта «Орал».

    — Каков потенциал внутреннего и въездного туризма в ЗКО, какие наиболее интересные места и маршруты можно выделить, насколько они развиты в плане инфраструктуры?
    — В рамках программы «Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру» в 2018 году были разработаны туристические маршруты по сакральным объектам области: «Сакральные места Младшего Жуза», «Сакральные места Букеевской Орды», «Сакральные места: комплекс курганов «Таксай» и средневековое городище «Жайык». Также в области функционируют туристические маршруты по городу: «Охота и рыбалка», «На Яике городок — на Урале Город», «Озеро Шалкар — Жемчужина Приуралья» и другие.
    В список наиболее интересных мест в области входят: «Западно-Казахстанский областной историко-культурный, архитектурно-этнографический музей-заповедник Хан Ордасы», Ханская роща, Водопад «Ќыз Әулие», Мавзолей Жумагазы Хазрет (Дадем ата), «Кластер детско-юношеского туризма», Мавзолей «Золотая принцесса», урочище Аккум.

    — Что нужно сделать, чтобы внутренний и въездной туризм получили еще большее развитие, от кого это в первую очередь зависит? Какая работа на сегодняшний день ведется в этом направлении?
    — На сегодняшний день по развитию туризма в области ведется работа по цифровизации и предоставлению правильной информации для туристов и жителей области. Также проводятся на постоянной основе мероприятия международного, республиканского и областного уровней. Активно ведется работа по модернизации сайта www.visit-uralsk.kz, где представлена информация по туризму, 3D-моделирование и виртуальные туры по сакральным и туристическим объектам региона, реестр турмаршрутов и другие материалы. Для популяризации и маркетинга активно принимаем участие в выставках, проводимых Комитетом индустрии и туризма Министерства культуры и спорта РК, где предоставляются брошюры с информацией об области и ее сакральных и туристских объектах.

    Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО,
    фото Георгия СЕМЕНОВА


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    На уральском гидропосту Урал достиг отметки 8 метров

    По данным «Казгидромета», с 8.00 часов 19 апреля уровень...

    Когда все идет по плану

    Деятельность любого серьезного предприятия сложно представить без грамотного планирования....

    Рекомендуем

    Казахстанский бадминтонист примет участие в Олимпийских играх

    Дмитрий Панарин отыграл 27 турниров и набрал необходимое количество...

    В Уральске, Атырау и Костанае запущены онлайн-трансляции противопаводковых мероприятий

    Как проходят противопаводковые работы можно посмотреть онлайн на сайте...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл