Культура

Артист и человек с большой буквы

Начиная биографическую статью, вольно или невольно начинаешь пропускать судьбу героя через себя, он становится для тебя очень близким знакомым и даже другом, ты проникаешься историей его жизни, впитывая каждое мгновение судьбы. Ну а если этот человек знаком тебе очень близко, как говорится, не понаслышке, ты ещё более роднишься с ним, ведь он для тебя не чужой, его жизнь на какой-то короткий отрезок становится неотъемлемой частью тебя, ты находишь с героем неизведанные точки соприкосновения, досель незнакомые.
Вот и мне хотелось бы хоть немного приблизить читателя к гению Владимира Яковлевича ПОПОВА. Конечно, многие уральцы помнят этого замечательного артиста, которого называли «патриархом уральской сцены», о нём выходило множество статей, он никогда не был обделён вниманием ни партнёров, ни зрителей, ни журналистов. Но в юбилейный сезон грех не вспомнить еще раз об этом прекрасном Человеке, большом Артисте.

Заслуженный артист Казахской ССР Владимир ПОПОВ (1936 – 2012)

У областного драматического театра им. А.Н. Островского большие творческие традиции, ведь много блистательных актёров и талантливых режиссёров воспиталось и прошло становление в его стенах, и добрая память о них по сей день жива в сердцах старшего поколения зрителей. На смену известным мастерам приходят новые имена, которые в своём творчестве свято придерживаются творческих принципов и заветов своих учителей и партнёров. Обучение происходит на сцене, в репетициях, на спектаклях, ведь работая с большими мастерами, каким и был Владимир Яковлевич Попов, волей-неволей учишься, перенимаешь опыт, получаешь знания на практике и на конкретном примере. Заслуженный артист Казахской ССР В.Я. Попов всегда был и будет для нас, молодых артистов, которые успели с ним поработать, эталоном в профессии, не уча, он – учил: отношению к делу, театральному этикету и этике, работе над ролью, отношению к сцене, как к святому месту, а к театру – как к храму искусств.
Интересным был его творческий путь. Родился в семье служащих в п. Чапаев. С 1955 по 1958 годы служил в рядах Советской Армии в Горьковской (ныне Нижегородской) области в местах, где жил Серафим Саровский. Устроился после в клуб железнодорожников, был его художественным руководителем. В 1960-ом учился на двухмесячных курсах в Алма-Ате, получив специальность «режиссёра народных самодеятельных театров». А в 1961 году при областном драмтеатре А.Н. Островского открыли театральную студию со сроком обучения два года, поступило 35 человек, закончило обучение шесть, а в штат зачислили одного – Попова. Так в 1963-ем он поступил на службу в театр. Вот что рассказывал Владимир Яковлевич в одной из своих бесед: «Моя сестрёнка была гимназисткой. Она делала мостик, шпагат и разные танцевальные движения, которые нам всем очень нравились. И это таинство красоты и движения меня завораживало. Мама очень хорошо пела, и я пел вместе с ней. В войну, когда начались большие трудности (брат и сестра ушли на фронт), я хотел отвлечь свою семью, маму и окружающих от тяжести войны: устраивал маленькие спектакли. Надевал на голову подушку, на плечи накидывал простыню и играл сказку. Я играл короля. Это меня увлекло, и я начал мечтать о настоящем театре. Очень часто ходил в уральский театр. На спектаклях бывал по 3-4 раза…». Ученика студии В. Попова главный режиссёр театра пригласил на роль Антона Шелестова в пару с профессиональным артистом в спектакль «Честь» по повести Г. Медынского. И эта роль настолько удалась Попову, что режиссёр после премьеры спросил его, не желает ли он работать в основном составе труппы. «Конечно!» – воскликнул Попов. Так он был зачислен в штат театра. Во всей этой истории важно и отрадно, что Попов – воспитанник уральского театра, он всегда нёс гордо это знамя, щедро делясь своими знаниями с последующими поколениями артистов, смог вынести и взять у каждого партнёра, режиссёра всё хорошее в лучших традициях театральной школы уральского театра. А с учителями Попову повезло. В студии работали потрясающие и талантливые А.В. Данилов, В.В. Петров, Г.И. Пушкарёв, преподаватели из пединститута читали лекции. Будучи в Алма-Ате он учился у А.И. Лакшина, у ныне здравствующего народного артиста КазССР Юрия ПОМЕРАНЦЕВА (артист Государственного Академического русского театра им. М.Ю. Лермонтова,- прим. авт.). И в театре Попову повезло, ему посчастливилось работать с актёрами, которые прошли очень хорошую школу старой закалки, некоторые из них ещё работали в Первом русском театре – Волковском, старейшем в России (Ярославский Государственный Академический театр драмы им. Ф. Волкова, основан в 1750 году, – прим. авт.). Тогда труппа театра была очень хорошо укомплектована, артисты в основном приезжали из Москвы и из крупных городов России, уральский театр славился своими именами. Он бок о бок работал и был партнёром народной артистки КазССР Екатерины ВОЛОДАРСКОЙ, заслуженных артистов КазССР Виктора ПОПОВА и Петра СТРОГАНОВА и многих других. Учился у них, так же как и сегодняшний костяк труппы учился у него. Ещё он работал с известными московскими артистами на уральской сцене – народным артистом СССР Олегом СТРИЖЕНОВЫМ и его женой заслуженной артисткой РСФСР Любовью СТРИЖЕНОВОЙ, с заслуженной артисткой РСФСР Ниной АЛИСОВОЙ, народной артисткой СССР Цецилией МАНСУРОВОЙ, народным артистом СССР Олегом ТАБАКОВЫМ. И никогда Владимир Яковлевич не искал лучшей жизни, всегда был верен уральскому театру до конца своих дней. Ведь во все времена он был востребован как артист, его любили партнёры, режиссеры, руководство театра, а главное – зрители, которые признавали его талант, они шли «на Попова»!
Конечно, вспоминая о Попове, в памяти всплывает его добрая, светлая улыбка, его «прищур», его истории из жизни, смешные и запоминающиеся. Вообще, он был интересным собеседником, всегда «фонтанировал» идеями, мыслями, его хотелось слушать, потому что он умел рассказывать заразительно, с азартом, с живостью и невероятной энергией и харизмой, несмотря на свой возраст. Он был светлым человеком, который никогда не унывал, а, наоборот, в любой ситуации находил положительные моменты, поддерживая, светясь и заряжая оптимизмом. Он был моложе всех молодых, живее всех живых. Всегда мог помочь словом и делом, а уж если ты обратился к нему с профессиональным вопросом, то тут он загорался вмиг. И, конечно, в памяти у зрителей остались его роли, такие яркие, такие разные, ведь его образы были согреты природной добротой артиста. Он был наделён редчайшими качествами дарования – эмоциональной заразительностью, внутренней подвижностью и мастерством перевоплощения. Играл много и всегда был востребован у режиссёров, был у них на хорошем счету. Трудно, да и бессмысленно перечислять все роли, потому что их много, но основные, вернее, малую их часть, можно назвать, это: Зиновий Борисович в «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова, Счастливцев в «Лесе», Шмага в «Без вины виноватые», Грознов в «Правде – хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, Князь в «Хануме» А. Цагарели, Лука в «На дне» М. Горького, Мольер в «Кабале святош» М. Булгакова и другие. Одной из последних мастерски сыгранных стала роль Акима в драме «Власть тьмы» по Л.Н. Толстому. Правдивая, щемящая, пронзительная работа, с болью, с настоящим психологическим проживанием, как говорится, «по школе», эта роль стала какой-то недосягаемой вершиной, он был в ней прост, выразителен и очень убедителен! Знаменитое «тае» своего героя Акима он так разнообразно и так удивительно говорил, что в этом «тае» читались глубокие мысли. По сути, эта роль была наглядным примером актерского существования, своего рода живым учебником!
Это лишь малая часть тех слов и предложений, которые можно посвятить творчеству Владимира Яковлевича, его служение было истинным, он был верным рыцарем нашего театра, хранителем его истории, честью, достоинством и совестью творческого коллектива. Такие люди сейчас единичны, и мы осознаем, сколь велика утрата, но в памяти наших сердец большими буквами вписано его имя. Он оставил нам прекрасную память о себе, а, значит – он как тот маяк, что светит издали кораблям, и на свет которого они плывут. Владимир Яковлевич, мы идём на Ваш свет! Спасибо, что были в нашей жизни!

Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
артист театра