Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
13 C
Уральск
9.6 C
Аксай
Еще

    Праздник служителей Мельпомены

    Начиная с 1961 года, вот уже почти 60 лет 27 марта все театралы отмечают профессиональный праздник — Всемирный день театра, который проходит под девизом «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Это праздник, призванный не просто почтить всех служителей храма красоты, искусства и творчества, но и праздник мира, доброты и единения международного театрального пространства. Все театры относятся к нему с большим почтением и трепетом, с невероятной симпатией и большой любовью. Наш Уральский драматический театр им. А.Н. Островского — не исключение и встречает его в разгар своего юбилейного 160-го сезона.

    В 1859 году спектаклем «Бедность не порок» по одноимённой пьесе А.Н. Островского начал своё существование Уральский драмтеатр. Интересным и сложным был его путь. Для обобщения огромного творческого опыта, для конкретного обозначения актёрских и режиссёрских индивидуальностей и судеб, в разное время восходивших на наших подмостках, конечно, тесны рамки одной статьи, но сегодня, в Международный день театра, хотелось бы отметить тех артистов, чей вклад в развитие его новейшей истории просто трудно переоценить. Речь пойдёт об артистах, чьи имена уже вписаны золотыми буквами в историю нашего края, в общем, и в частности — в историю нашего театра. Их имена на устах уральского зрителя, они представляли не одному поколению уральцев своё мастерство и щедро делились своим талантом, доказывая ролями, что профессия артиста — это не только служение, но и невероятный труд, а чаще всего — призвание, потому что в этой профессии, по большому счёту, нет случайных людей.
    Кого-то уже нет с нами, кто-то в силу различных жизненных обстоятельств оставил благословенную уральскую сцену, кто-то продолжает «нести свой крест и веровать» (как в Чеховской «Чайке»), но всех этих людей связывает и объединяет одно – они всегда не щадя себя делились и отдавали свой талант нашей земле, нашей сцене. Расскажем лишь о некоторых из огромного множества артистах, о гордости уральской сцены.

    Наша гордость

    Заслуженная артистка Чувашской АССР Римма КАПИТОНОВА
    Родилась в городе Казань, в простой, работящей, многодетной семье. В 1942 году погиб отец и все заботы, тяготы жизни легли на плечи её матери. Благодаря ей все дети выросли, выучились и заняли достойное место в обществе. Мама мечтала, чтобы дочь стала врачом, и девушка поступила в медицинский институт, но сердце позвало на актёрский факультет в город Йошкар-Ола. Время учёбы пролетело быстро, счастливо и плодотворно. Постоянные посещения спектаклей республиканского театра, постижение секретов мастерства, участие в профессиональных репетициях. Последовало приглашение сыграть две роли на йошкар-олинской сцене. Были варианты съёмок в кино, но театр взял верх. В 1957 году актёрский факультет был закончен, и в театр поступила молодая, красивая, лирическая героиня. Весёлая, зажигательная, танцующая девушка покорила режиссёров, зрителей и критиков своим талантом и мастерством. В её репертуаре были роли из пьес Лопе де Вега, Чехова, Островского, Розова. Министерство культуры Чувашии наградило молодую актрису высоким званием «Заслуженная артистка Чувашской АССР».
    Творческая жизнь Риммы Капитоновой сложилась довольно удачно, благодаря природным способностям, физическим данным, хорошей школе, обаянию и, конечно, режиссёрам и партнёрам, с которыми ей довелось работать.
    Римма Емельяновна за свой творческий путь сменила три театра, и то по объективным причинам, но основные годы её творческого пути связаны с уральским театром, куда она пришла в 80-е. Вместе с мужем-артистом Владимиром Гришиным они приехали и были покорены Уральском и театром: чуткий, заботливый коллектив, сильная профессиональная труппа, репертуар, режиссура, театральный «свой» зритель, климат, природа… Одним словом, все эти слагаемые повлияли на выбор и дальнейшую судьбу актёрской семьи. За годы служения много ролей было сыграно на уральской сцене: Наталья в «Стихийном бедствии» Б. Рацера, В. Константинова, Людмила в «Ретро» А. Галина, Елена Андреевна в «Дяде Ване» А. Чехова, Марта в «Деревья умирают стоя» А. Касона, Памела Кронки в «Дорогой Памеле» Д. Патрика и другие. Авторов и героинь не перечесть. Да и с такими режиссёрами, как Ян Панджариди и Александр Иноземцев работать было в удовольствие.
    Сейчас Римма Емельяновна находится на заслуженном отдыхе. Очаровывает, что всегда подтянута, стройна, «на каблучках» и в прекрасной форме. И про театр не забывает, старается ходить на театральные премьеры, тепло отзывается об артистах и коллегах, с кем играла долгие годы на сцене.

    Р. КАПИТОНОВА в роли Марты в «Деревья умирают стоя» А. Касона.//

    Заслуженный деятель Казахстана Тамара СТОЛЯРОВА

    Красивая и импозантная женщина, мастер сцены с высоким профессиональным чутьём. В театр она пришла после окончания театральной студии при Петропавловском театре и работы на телевидении, когда поняла, что должна быть актрисой. С первого же дня начала учиться у мастеров. Многое поначалу не удавалось, но помогал сильный характер. И, постепенно, уже на уральской сцене актриса обрела себя, стала нужной. Но обо всём по порядку.
    Родилась Тамара Михайловна в Петропавловске. Выросла в огромной семье (семеро детей!), отец был учителем, а мама вела хозяйство. В детстве все время выступала в хореографической студии и в драмкружке. Дворовые концерты, организованные ею, собирали к своим «подмосткам» огромное количество благодарных зрителей-ребятишек и бабушек из соседних домов. Ей было 14 лет, когда в Петропавловском театре открылась студия, и подружка, решившая туда поступать, позвала с собой Тамару, просто для храбрости. Но получилось так, что приняли не подружку, а её, пришедшую для поддержки. Эта студия и дала сцене актрису Тамару Столярову, которая с 1980 года работает в нашем театре.
    Этой женщине и актрисе присуща не только элегантность во всём, особая порядочность, но и целеустремлённость, высокая требовательность к себе и партнерам по сцене. На репетициях всегда собрана, работоспособна, активна, с первых репетиций после так называемого «застольного периода» (читка и разбор пьесы за столом, — прим. авт.) одна из первых приходит в полной боевой готовности, зная текст той сцены, которую будет репетировать, проведя огромную «домашнюю работу». На спектаклях — полная самоотдача. Партнёры на сцене всегда довольны Столяровой, а зрители в восхищении от её игры. Она приходит в театр задолго до спектакля и очень не любит, чтобы кто-нибудь в это время заходил в гримёрную, отвлекал на пустые разговоры, иное дело — повторить и проговорить с партнёром текст роли. В этом тоже есть характер и профессионализм Столяровой, который складывается из таких «деталей и мелочей». Это и есть её отношение к делу, к профессии.
    За время служения в театре были и удачи, и взлёты, и падения. Столярова сыграла огромное количество ролей. В этом смысле судьба к ней была благосклонна. Она всегда с благодарностью вспоминает каждую из них и не делит на маленькие и большие. Было время, когда её занимали в сказках, были и «эпизодические роли», всё было… А потом были, да и сейчас есть те роли, которые «взяты на Столярову», в которых она блистала и продолжает блистать. Это Раневская в «Вишнёвом саде» и Аркадина в «Чайке» А. Чехова, Москалёва в «Дядюшкином сне» Ф. Достоевского, Памела в «Дорогой Памеле» и Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж» Д. Патрика, Ханума в «Проделках Ханумы» А. Цагарели и другие. Режиссёры всегда говорили самые тёплые и добрые слова в адрес Тамары Михайловны. Ведь для любого режиссёра актриса Столярова — находка. Её существование на сцене — свободно, как свободно дыхание. Да, конечно, работа над ролью – это многочасовые репетиции, но главной всё-таки остаётся душа, которая не перестаёт трудиться. А её душа всегда откликается на любое предложение режиссёра, на каждый взгляд и жест партнёра, потому что она — профессионал с большой буквы.
    Сейчас жизнь Тамары Столяровой всецело посвящена работе, дочь и внуки выросли, а она живёт театром, новыми ролями, поиском интересных красок и средств выразительности, встречами со зрителем, с которым она делится своими сокровенными мыслями и тайнами своей души, даря любовь и частичку своего сердца.

    Т. СТОЛЯРОВА в роли Лымарихи в спектакле «За двумя зайцами» М. Старицкого.//

    Наша память

    Заслуженный артист КазССР Леонид ПРОТАСОВ (1887-1977)
    Леонид Николаевич был не только артистом театра драмы, но и актёром кино. Первые кинофильмы в России стали создаваться в начале 900-х годов, а уже в 1914-ом Протасов исполнил свою первую роль Сергея Тарханова в полнометражном фильме «Арена мести». Он же сыграл роль «Светлого рыцаря» в фильме «Иола» в 1918 году и имел большой успех. После этого в 1919-ом Леонид Николаевич был приглашён на съёмки первой экранизации романа М. Горького «Мать» и был утверждён на роль Андрея. Картина вышла на экраны страны в 1926 году. Во время работы над фильмом он познакомился и подружился с народным артистом СССР Иваном Барсеневым.
    Первое выступление Протасова на сцене было в 1906 году в Ростове-на-Дону, а в дальнейшем он выступал на подмостках таких городов, как Москва, Воронеж, Тамбов, Ташкент, Тбилиси, Орёл, Баку, Таганрог и других. С 1925-го он в труппе Уральского драматического театра.
    В годы гражданской войны работал во фронтовом передвижном театре Красной Армии. Протасов отдал сцене без малого 60 лет и сыграл более 200 ролей классического и современного репертуара того времени. Леонид Николаевич мог перевоплощаться, вкладывать свои душу и сердце в каждую роль и создаваемый образ так, что они были правдивы, а зритель верил ему и сопереживал судьбе героя, как всегда с волнением переживает её сам артист.
    Леонид Николаевич в разное время встречался с советским государственным деятелем Анатолием Луначарским, поэтом Владимиром Маяковским. Богата палитра встреч с народными артистами СССР Александрой Яблочкиной, Василием Качаловым, Иваном Москвиным, Борисом Бабочкиным, Михаилом Тархановым, а в театре «Эрмитаж» он неоднократно слушал великого Фёдора Шаляпина.
    Для Протасова Уральский театр им. А.Н. Островского стал вторым родным домом. Он сыграл здесь свои любимые роли – Иннокентий в «Сердце не камень» А. Островского, Сатин в спектакле «На дне» М. Горького, Гаев в «Вишнёвом саде» А. Чехова, Фамусов в «Горе от ума» А. Грибоедова, а позже и Городничий в «Ревизоре» Н. Гоголя. В 1957 году уральский зритель увидел Протасова в роли адвоката Дубравина в пьесе «Огненный мост» Б. Ромашова. К его удачным работам на сцене относятся так же роли Каренина («Анна Каренина» Л. Толстого), Несчастливцева («Лес» А. Островского), Годунова («Борис Годунов» А. Пушкина), Макферсона («Русский вопрос» К. Симонова) и многие другие. В дни празднования 100-летия Уральского областного драматического театра им. А.Н. Островского Леониду Николаевичу Протасову было присвоено звание заслуженного артиста Казахской ССР.
    Заметим, что судьба его супруги А. СОКОЛОВОЙ-ПРОТАСОВОЙ также была неразрывно связана с театром. Антрепренёр Александра Георгиевна — знаковая фигура в истории театральной жизни Уральска, но, к сожалению, её имя подлежит забвению, а информации о ней сохранилось очень мало. Она была антрепренёром (с франц. «владелец, содержатель или арендатор частного зрелищного предприятия»), фактически это должность директора и администратора театра. Окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано у профессора А.Б. Гольденвейзера, изучив историю искусств и философию, в совершенстве владела немецким и французским языками. В Уральск Александра Георгиевна впервые приехала накануне первой мировой войны в качестве антрепренера ялтинской труппы. В архиве сохранился номер «Уральского листка» за 1914 год с рецензией на эти гастроли, где написано следующее: «…Общественное значение открытого нынешним летом в Уральске общедоступного Пушкинского театра настолько велико, что мы, со своей стороны, горячо приветствуем молодую, симпатичную антрепренершу и выражаем пожелание, чтобы судьба Уральского театрального дела на долгое время была соединена с её именем».
    В 1928 году поле гастролей по Средней Азии, театр Александры Георгиевны вновь в Уральске. В спектаклях, проходивших на сцене драмтеатра, принимали участие такие известные в то время исполнители, как Мариус Петипа, сын выдающегося балетмейстера, и Леонид Николаевич Протасов, за которого она вышла замуж. Особенно большим успехом пользовались пьесы классического репертуара «Гамлет», «Король Лир» и другие. Эти постановки были одной из самых ярких страниц в истории театра. А. Соколова-Протасова проработала администратором нашего театра вплоть до выхода на заслуженный отдых.

    Л. Протасов в роли Гаева в «Вишневом саде» А. Чехова.//

    Театр – это судьбы, это живые истории людей, тех, кто ежедневно своим трудом делает кого-то счастливым, выходя на подмостки и сжигая себя без остатка, делясь своей энергией, выкладываясь так, будто это в последний раз. Нашему городу, нашему театру и зрителям повезло, потому что в театре в разные годы служили и служат люди – преданные и отдающие, любящие своё дело и делящиеся своим талантом.

    Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
    артист театра


     
    Предыдущая статьяПенсионный калькулятор
    Следующая статьяКак генерал отчет держал
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    В Уральске жители затопленных дачных обществ требуют новое жилье

    Жители садоводческих товариществ «Умиткер», «Ягодка» и «Деркул», расположенных в...

    Рекомендуем

    Венский бал в Уральске

    Уже второй год подряд в нашем городе проводится это...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл