№ 13 от 28.03.2018 Общество

Ремонт в стиле МОДЕРНизации

В Уральске в общежитии, в котором несколько лет назад сделали ремонт по программе модернизации, лопнули канализационные трубы. Подвал затопило нечистотами, аварийные бригады отключили водоснабжение и телефоны. Еще одна пятиэтажка, которую модернизировали  примерно в то же время, до сих пор не может добиться справедливости: людей вынуждают платить за ремонт несмотря на то, что перекрытая кровля течет с самого первого дня окончания ремонта. Рапортуя о достижениях программы модернизации ЖКХ последних лет, чиновники словно забыли о тех людях, на которых нажились мошенники, воспользовавшись первой волной государственной программы.

О программе модернизации ЖКХ сегодня знают, наверное, все. Работает она уже восьмой год и в последнее время более-менее успешно. Однако до сих пор осталась масса проблем, которые принесла «модернизация» первой волны. «Модернизация» поставлена в кавычки не случайно: люди, поверившие в это волшебное слово в самом начале, до сих пор выплачивают огромные кредиты, а живут при этом в домах, которые, в буквальном смысле слова, разваливаются на глазах.

Чиновники, отвечающие за реализацию программы, разводят руками: все признают, что начинание нужное, но жильцы не доверяют субподрядчикам, которые делают ремонт. Сарафанное радио работает гораздо эффективнее официальных собраний, а по нему про модернизацию ЖКХ чаще «передают» плохое, чем хорошее.

– У нас 48 домов, но жильцы не согласны делать капремонт по программе модернизации, – говорит председатель самого большого в Уральске КСК «Коммунальник» Татьяна РОТОЧКОВА. – А все потому, что куча примеров, когда вроде все сделали, и на бумаге все выглядит замечательно, а через пару недель начинается: там крыша потекла, там канализацию плохо сделали, а там фасад обвалился. И ведь потом никому не дозвонишься, не допросишься, чтобы переделали!

Яркий пример вышесказанному – дом по улице Щурихина, 40. Молодая семья переехала сюда несколько месяцев назад. Уютная, просторная квартира на пятом этаже радовала новых владельцев ровно до первого серьезного дождя.

– Мы не знали, что здесь проблема с крышей, – говорит хозяйка квартиры Нургуль. – Пошел дождь и у нас в зале по потолочному шву потекла вода. Муж хотел сам на крышу подняться, посмотреть. В общем, сюрприз получился очень неприятный.

По словам одного из жителей дома Нуржана Есенова, компания «Лунара-Строй» закончила делать ремонт в их доме уже лет пять назад. Однако жильцы отказываются подписывать акт приемки, потому что с каждым новым дождем где-нибудь открывается очередная течь.

– Мы их каждый раз вызываем, – говорит Нуржан Умарович. Сначала они приезжали, что-то там делали. То в одном месте залатают, то в другом. Но крыша продолжает течь, а они уже и на звонки не отвечают. Мы сумели доказать, что во время ремонта строители самовольно переделали проект, что было, фактически, украдено 5 миллионов тенге. Однако это никого не волнует. Нас по-прежнему попросту заставляют подписать акт приемки, чтобы мы начали платить деньги.

Еще один – просто вопиющий пример – дом по улице Гагарина, 36/4. В 2013 году здесь провели несколько собраний, на которых рассказали о пользе программы, а потом заключили договор. Правда, большинство жильцов, с кем удалось поговорить, утверждает, что ни на какую модернизацию они согласия не давали. Кто составил кворум в 51%, необходимый по закону о жилищных отношениях для принятия решения, остается загадкой, однако весной 2011 года здесь начали ремонт. Модернизировать решили по полной: требовался капитальный ремонт крыши, полная замена водопровода и канализации.

– Все металлические трубы поснимали, поставили пластиковые, – рассказывает жительница дома Наталья Янборисова. – Батареи хорошие чугунные куда-то вывезли, поставили чуть ли не алюминиевые – вообще не греют. Краны китайские течь и ломаться стали сразу, мы скинулись и уже на следующий месяц их поменяли. Про крышу вообще молчу – течет практически при любом дожде. Кому понравится такой ремонт? Почему мы должны за него платить, если мы даже согласия своего на него не давали?

После того, как этот чудо-ремонт был закончен, Наталье, как, впрочем, и другим жильцам дома сообщили: ежемесячно они должны платить за него суммы от 500 до 700 тенге. Но, конечно же, практически никто за него не платит.

– Я даже договор ни с кем не подписывала, – продолжает Наталья. – Ходили тут у нас с пустыми бланками, говорили, чтобы мы подписали, а потом они, якобы их заполнят. Я ничего подписывать не стала. Мои соседи, насколько мне известно, тоже. За 15 лет я должна выплатить 150 тысяч тенге. Да, 500 тенге в месяц – сумма, может быть и не самая огромная, но за что я должна платить? За текущие краны и за крышу, которая соседям сверху всю комнату протопила?

Несмотря на очевидные, казалось бы, факты, закон в этой ситуации неожиданно оказался на стороне строителей. Как выяснилось, жильцам нужно было не сотрясать воздух на кухнях, возмущаясь качеством работ, а подавать на строителей в суд. Юридически образованных в бывшем общежитии не оказалось, гарантийный срок от субподрядчиков через два года закончился и теперь жильцы обязаны выплачивать свои займы в полном объеме. При этом люди давно уже забыли, что такое горячая вода и нормальное отопление. Горячей воды нет с момента «модернизации» из-за изношенности труб, а тепло не доходит в квартиры из-за низкого давления. 

 За отопление я плачу — дома холодно, изо рта идет пар. Я им говорю, отрежьте мне это отопление вообще, на сэкономленные деньги я лучше поставлю электрические обогреватели! Дети всю зиму проболели и пропустили много занятий, и я такой здесь не один, с этой проблемой сталкивается практически каждый, — рассказал местный житель. Ну, если с отсутствием горячей воды и отопления местные уже как-то смирились, то полное отключение воды стало для них, что называется, ударом ниже пояса.

Все произошло в одночасье. Канализационные трубы прорвало сразу в нескольких местах, и подвалы всего дома затопило нечистотами. Все, что смогли сделать приехавшие аварийщики – отключить подачу воды, чтобы устранить течь. При этом двери в подвал пришлось выламывать: комендантши с ключами найти так нигде и не смогли. Посоветовавшись с журналистами, люди обратились в опорный пункт полиции, расположенный в этом же доме. И там выяснилось, внимание (!), что комендант дома Аккагаз Сарбалина уже год с лишком находится на контроле службы пробации. Корреспонденту «Н» удалось выяснить, что в 2015 году Аккагаз Сарбалина была судима за мошенничество с деньгами. Тогда она получила 3 года условно. В 2016 году Сарбалина вновь принялась за старое и предлагала жителям Уральска земельные участки в различных районах города, однако после получения от них денег скрывалась, не выполнив обещаний. Уральский городской суд признал Сарбалину виновной в мошенничестве и приговорил ее к двум годам ограничения свободы с конфискацией имущества. Где находится столь расторопный комендант сейчас – выяснить пока не удалось. Вопрос в том, каким образом этой мошеннице удалось получить деньги на модернизацию, куда при этом смотрели кураторы программы и кто поможет людям, которые, поверив государству, оказались обмануты системой. Не в первый раз. А вот в последний ли?

Светлана СОКОЛОВА

Добавить комментарий

Войти с помощью: