Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-0 C
Уральск
10.5 C
Аксай
Еще

    Как уральский казак Рейхстаг штурмовал

    О старшем сержанте Игнатьеве было известно очень мало, кроме того, что дал первый залп по Рейхстагу и похоронен на Старом кладбище г.Уральска. После себя он оставил добрую память и многочисленное потомство. 

    Родом из Обители
    Отец нашего героя – коренной уральский казак Петр ИГНАТЬЕВ служил главным лесничим. Тогда на месте нынешнего поселка Садовое был женский монастырь, расположенный на берегу озера и реки Чаган, а вокруг густой лес. Поселение носило название Обитель. Здесь и родился Михаил Петрович, старший из восьмерых детей Петра и Прасковьи Игнатьевых.
    Петр то ли погиб, то ли пропал без вести в Гражданскую. Мирный лесничий и не думал воевать, но подступили к нему казаки: «Мотри, уйдет Чапай и тебя порешим». Куда деваться? Дома остались четверо сыновей и четверо девок. Чапаевцы гнали белоказаков вниз по Уралу, многие уходили через Гурьев в Иран или Турцию. В общем, Прасковья Осиповна так и не узнала, вдова она или как? Поднимала деток сама. Двое сыновей окончили техникум и с первых дней войны стали офицерами. Оба погибли. Александр – в Ленинграде, Павел – в Сталинграде. Их имена высечены на памятных плитах Мемориала Славы. А младший брат Николай, тоже фронтовик, уехал после войны с женой-партработником в Молдавию, там и остался.
    Михаил окончил церковно-приходскую школу и пошел работать. Трудился на заводе СМО, бригадиром на кирпичном. Женился в 1929 году на Елене Афанасьевне, грамоте не обученной, но хозяйственной девушке, работавшей горничной у крупного советского чиновника. К началу войны у них было уже восемь сыновей.

    Из казаков в боги войны
    В сентябре 1941 года 36-летний Михаил Игнатьев в числе 2000 уральцев был призван на фронт. В Калинине сформировалась 86 тяжелая гаубичная артиллерийская бригада, костяком которой стали наши земляки. Пока под Москвой шли кровопролитные бои, на Амуре несли свою вахту наши артиллеристы на случай нападения Квантунской армии. Но Япония так и не решилась на крупные операции. Артбригаду уральцев перебросили с Дальнего Востока в действующую армию. Привыкать к войне в обороне пришлось недолго – началось наступление на Курской дуге. Об этом Михаил Петрович не любил вспоминать.
    – Отец как-то рассказал под настроение: «На Прохоровском поле даже пулям было тесно. От перегрева пушка моя уже не стреляла, а выплевывала снаряды… Бьем фашистов в упор, а они все идут и идут. Горы трупов и металла». А так из него слова не вытянешь. Нахмурится, посмотрит вдаль, скажет: «Война – это сущий ад». И все, – поделился сын Игнатьева Николай Михайлович. Говорит, писал отец с фронта часто и всегда был в курсе событий дома, обязательно находил нужное слово для каждого. Отвечал ему старший сын Александр под диктовку бабушки.

    «Звезды недостоин»
    В составе Центрального, Первого Белорусского фронтов артбригада освобождала Украину, Белоруссию, Польшу, форсировала Вислу и Одер, участвовала в штурме Берлина и Рейхстага. Гвардии ст. сержант Игнатьев со своей пушкой прошел 2082 километра, командовал артиллерийским расчетом, выпустил по врагу 1389 снарядов. Именно расчету Игнатьева было доверено сделать первый выстрел по Рейсхстагу, ставшим сигналом к началу штурма. За мужество и доблесть, проявленные во время войны, командир части представил его к высшей воинской награде – званию Героя Советского Союза. А пушку вскоре забрали. Теперь она является боевым экспонатом Военно-Исторического музея Санкт-Петербурга.
    Из призванных в 1941 году 2000 уральцев в живых осталось 180, не все из них дошли до Берлина. Многие были ранены, контужены. Михаил Петрович отделался двумя легкими ранениями, обошелся недолгим лечением в медсанбате, да небольшой контузией. Видно, молитва материнская да спрятанная на груди ладанка хранили его. За штурм Рейхстага наградили его орденом Ленина. Как объяснил много лет спустя однополчанин Игнатьева, не угодил чем-то штабному чину, решил, что недостоин уральский казачок Звезды Героя.

    Отделение и лапочка-дочка
    Домой вернулся Михаил Игнатьев в августе 1945-го. Поработал немного в колхозе, а потом принял в управление подсобное хозяйство детского дома №2. Говорят, такого крепкого хозяйства после него уже не было. Огород, сад развел, 30 голов крупного рогатого скота держал, не считая овец, свиней и птицу. В общем, снабжал детский дом от и до. Его жена и мать сумели за годы войны сохранить всех сыновей. После войны родилось еще два сына и дочка. Так что оставил после себя Михаил Петрович целое отделение. Директору подхоза разрешили определить в детдом троих сыновей школьного возраста: хорошая помощь – и присмотрены, и сыты, и учатся. Старшие учились в ФЗУ и работали на заводе.
    У Игнатьева было более десяти боевых наград – ордена Ленина, Красной Звезды, медали «За взятие Берлина», «За взятие Варшавы», «За штурм Рейхстага»» и другие. До смерти Сталина за эти награды выплачивались деньги. По словам Николая Михайловича за орден Ленина, к примеру, начислялось 100 рублей, что было неплохим подспорьем для многодетной семьи. С приходом Хрущева эти выплаты отменили. Скончался герой войны в 1956 году на 51-м году жизни. Однополчане не раз приезжали на его могилу. Было бы справедливым присвоить имя Игнатьева одной из улиц Уральска.

    След на земле
    Пятеро сыновей Игнатьева стали водителями, остальные кто трактористом, кто рабочим на заводе. Дочка пошла в медицину. Лишь Николай Михайлович получил высшее образование, окончив после агротехникума дорожный институт. Начинал свою трудовую деятельность в «Зеленстрое», а потом 33 года в горкомхозе начальником отдела эксплуатации.
    Потомки Игнатьева разбросаны по всему миру. В живых сейчас семеро из 11 детей Михаила Петровича. Ему не довелось увидеть ни одного из 23 внуков и более 30 правнуков, но все они чтят его память. За могилой присматривают Николай с дочерью Ларисой и зятем Дмитрием. О нем упоминается в книге «Уральск древний и современный», а также в очередном выпуске «Семейные повести военных лет» под редакцией Виктора Викторовича ЗЕЛЕНЦОВА.

    Анна ПАНИЩЕВА


     
    Аватар
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    1 КОММЕНТАРИЙ

    1. Это мой прадедушка. Мы со старшим сыном были в Санкт-Петербурге и лично видели легендарную гаубицу, которая стоит в Музее артиллерии. Спасибо деду за Победу !

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    432 жилых дома затопило в ЗКО

    Самая сложная ситуация сложилась в Сырымском и Каратобинском районах. Оксана...

    Рекомендуем

    432 жилых дома затопило в ЗКО

    Самая сложная ситуация сложилась в Сырымском и Каратобинском районах. Оксана...

    Три эвакуационных пункта открыты в Уральске

    На случай возникновения чрезвычайной ситуации пострадавшие от наводнения смогут...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл