Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
28 C
Уральск
21.2 C
Аксай
Еще

    Сергей ПОПОВ: «Уральск был для меня вдохновением»

    Во время гастролей Государственного академического русского театра драмы им. М.Лермонтова в «Н» обращались читатели с разными вопросами о приехавших актерах. Мы попросили ответить на них троих «лермонтовцев», самых популярных в Уральске. Завершает эти встречи беседа с Сергеем Николаевичем Поповым.

    Встреча с Сергеем Николаевичем обещала быть волнующей. Во-первых, я помнила его еще на уральской сцене, во-вторых, это он дал путевку в жизнь нынешнему костяку труппы нашего театра во главе с главным режиссером Оксаной МАЛУША, а в-третьих, спектакль «Что хочет женщина» в его постановке стал лучшим в гастрольном репертуаре. И вот мы мило беседуем в театральном буфете: немного ностальгии о былом величии «Островского» и размышления о дне сегодняшнем театра как такового.

    – Сергей Николаевич, можно сказать, что ваш творческий расцвет начался в Уральске?

    – Да, именно здесь все и начиналось. Два помещения были отданы под театральную студию, спасибо директору театра и худрукам Пуховичу, Абрамяну за этот смелый шаг. Создать студию при театре – дорогое удовольствие. Финансовую помощь оказал учебный комбинат, педагоги по музыке, хореографии, сценической речи получали зарплату. Я учился заочно в Самаре, и тогда меня замещала, как второй педагог, Оксана Малуша. Отрадно, что она продолжила эту деятельность уже на базе ДМШ №1, где детям дается пусть начальная, но уже профессиональная театральная подготовка. Рад, что мои ребята стали большими мастерами. Оксана вообще молодец, очень трудолюбивая, хороший организатор, прекрасно чувствует драматургический материал. Чертовски приятно видеть такие плоды своего труда. Пока находятся люди, способные наполнять театр молодой энергией, он будет жить.

    – А каким был ваш «Островский»?

    – Это был уникальный театр. Я считал его вторым академическим в Казахстане. Когда я приехал сюда из Алма-Аты, конечно, сравнивал его с «лермонтовским» и понимал, труппа – на уровне. Помните «Лес»? Я лучшего потом не видел ни в одном театре! А «Самоубийца»? А «Чонкин»? Или вот спектакль «Любовь до гроба», где блистала Тамара СТОЛЯРОВА… А «Фелумена Мартурано»? Это же шедевры! Помню гастроли в Волгоград – успех был потрясающий! Дубенко, Марат КУРБАНГАЛЕЕВ, Валера СОЛОМИН, Вера САУТКИНА, Римма КАПИТОНОВА, Лариса МУХА – таких актеров редко встретишь, а тут сразу столько и в одном театре! Потом стала молодежь подрастать. Достойная молодежь, скажу я вам: Оксана Малуша, Марк Ларин, Насим Мамедов… Сейчас, смотрю, уже целые династии актерские выросли, многие учатся в Самаре – это здорово.

    – А почему Вы приехали в Уральск? Насколько мне известно, из Павлодарского театра Вас не хотели отпускать.

    – Обещали квартиру и ставку, но я понимал, что не смогу оторваться от режиссера, с которым работал в Усть-Каменогорске, Талды-Кургане, Павлодаре. В общем, спасибо Юрию Ивановичу КОНЕНКИНУ. Это он меня в Уральск приволок. Мы с ним дружили, он всегда брал у меня материал… В общем, я не смог ему отказать и счастлив, что в моей жизни случился Уральск – такого успеха у меня до того не было. Я очень благодарен этому городу и этому театру за прекрасные роли, за мою любовь, которую я встретил здесь. Света КАДНИКОВА, чудесная актриса, была моей партнершей на сцене, а потом стала женой в жизни.

    – Сергей Николаевич, в те годы нередко в провинциальные театры приезжали знаменитые актеры. Они играли в спектаклях, это были своего рода мастер-классы.

    – Была такая практика. Но это был советский театр, понимаете? Все театры были в какой-то мере похожи – единая школа МХАТа, принцип Станиславского воплощался везде. И поэтому актеры из Москвы могли приехать в любой театр Советского Союза и творческого противоречия не испытывать. Сейчас же театр изменился, направлений очень много. Хотя Станиславский не отказывался от поиска формы, его этюдный метод мы и по сей день практикуем, например, с Народным артистом Казахстана Юрием Борисовичем ПОМЕРАНЦЕВЫМ, моим учителем по актерскому мастерству. В создании спектакля потихоньку, этюд за этюдом прорабатываем, проживаем все до мельчайших нюансов. Мне кажется, это самое верное. Голую форму или какое-то содержание, которое даже трудно распознать, я не принимаю. Хотя нынче мхатовская форма уходит на второй план.

    – Индустрия развлечений развивается, у большинства людей уже сформировано клиповое мышление и в такой ситуации театр просто обречен на вымирание либо трансформацию в конкурентоспособную форму…

    – Согласен. Многие театры ищут новые формы, у нас вот Республиканский немецкий театр склонен к экспериментам, оперный театр Александрова приезжает – он делает невероятные вещи, но очень интересно и красиво. Можно найти способ донести до зрителя то, что ты хотел сказать, при этом успешно конкурируя с другими формами современного искусства.

    – Сегодня театр поставлен в жесткие рамки, в том числе и финансовые. Нередко новые спектакли ставятся чуть ли не на трех стульях, что подается как режиссерское решение, но на самом деле голь на выдумки горазда. Вы могли бы приехать в Уральск в качестве актера или режиссера?

    – У меня есть такой опыт, конечно, – «Что хочет женщина» я ставил в других театрах. Но в Уральск приехать, увы, не смогу. Проблема в том, что в ГАРДТ я работаю актером и очень занят в репертуаре. Был как-то момент, когда Юрий Коненкин, когда он принял театр им. Горького в Астане, позвал меня на два года очередным режиссером, я обратился к Андриасяну, нашему худруку, и он говорит: «Вот ты занят в 22 спектаклях. Значит, я должен ввести 22 актера на эти роли. Это колоссальная работа и затраты! А потом ты приезжаешь и куда этим актерам идти?» Меня приглашали разные театры, в том числе российские, но все упирается в мою занятость в репертуаре. Если ты работаешь актером в театре, шанса поехать куда-то у тебя, практически, нет. Но я и не переживаю. Это же хорошо, когда ты востребован. К тому же в Алматы много площадок, где я могу ставить спектакли: театр «Адилет», ТЮЗ, Немецкий театр, театральный институт, колледж. Но если бы Уральск был поближе… Этот город стал моим вдохновением.

    – В прошлый приезд пять лет назад Вы играли купца в «Аленьком цветочке» и сорвали голос во время спектакля. В этот раз срывов не было?

    – Тогда меня подвело волнение. Я выходил на родную сцену, как студент, меня аж трясло всего. Оксана смеется: «Ты чего так кричишь? Такую мощь выдаешь!» Сам не ожидал, что именно в Уральске я вновь испытаю те же эмоции, что много лет назад. Вот такой след оставил в моей душе этот город.

    – Сергей Николаевич, Вы – любитель воздуха и действия на сцене, а в спектакле «Что хочет женщина» иная картина. Это Ваш принципиально новый подход или индивидуальное решение конкретно для этой пьесы?

    – Сама по себе идея у меня появилась еще здесь, в Уральске, когда я ставил спектакль «Маркиза де Сад» с группой казахских студентов. Это сложная, многотекстовая пьеса. И мне подумалось: я столько действенных спектаклей делал, но что, если убрать все эти театральные эффекты и оставить только внутреннюю жизнь артистов? Стал экспериментировать. Укрощал себя жестко. Спектакль состоялся, председатель комиссии, проректор театрального института, был потрясен. В Алма-Ате я решился на новую постановку, предложив Ирочке Лебсак, Татьяне Петровне и Ире Кельблер: только глубокая внутренняя жизнь, не бойтесь длинных пауз, этого длинного ритма, в монологах вы поймете саму идею. Форма уже заявлена – комическая, местами трагическая, но она не должна насыщаться какими-то театральными эффектами. И они справились блестяще. В спектакле «Визиты к мистеру Грину», где играют Антон Митнев и Юрий Померанцев, который мы, к большому сожалению, не смогли привезти в Уральск ввиду солидного возраста Юрия Борисовича – 92 года как-никак, нам также удалось воплотить эту идею в жизнь, показать, как говорил Станиславский, жизнь человеческого духа. Мне кажется, что современный театр как раз и идет к такой форме. Москва, правда, ищет новые, более яркие и эффектные, читай «кассовые», формы, но сохранение традиций русского театра и его развитие идет все-таки на периферии. Островский и Чехов в спецэффектах не нуждаются.

    Анна ПАНИЩЕВА

    СПРАВКА «Н»:

    Сергей Николаевич ПОПОВ – актер Государственного академического русского театра драмы им. М.Лермонтова, режиссер, преподаватель. Родился в 1954 году в Алма-Ате. В 1978-1980 годы учился в школе-студии при ГАРТД им. Лермонтова, в
    1987-м окончил киносценическую мастерскую при Казахской государственной киностудии имени Шакена Айманова, затем Самарский государственный институт искусств по специальности «режиссер-преподаватель». Без малого 40 лет на сцене. Сыграно несколько десятков ролей, поставлено около 30 спектаклей на лучших сценах страны. Несколько лет работал в Уральском русском драматическом театре им. А.Н. Островского. Именно здесь он блестяще сыграл главную роль в первой в Казахстане постановке по пьесе В. Войновича «Необыкновенная жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина», – старожилы города помнят этот спектакль.

     


     
    Предыдущая статьяДерзай, Вера!
    Следующая статьяИстина в вине 
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Паводок продолжается, вода из Урала идет в Чаган

    Оперативную обстановку на брифинге в акимате сегодня, 20 апреля,...

    Рекомендуем

    Казахстанский бадминтонист примет участие в Олимпийских играх

    Дмитрий Панарин отыграл 27 турниров и набрал необходимое количество...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл