Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
28 C
Уральск
21.2 C
Аксай
Еще

    Елбасы гарантирует помощь

    12 декабря в Березовку, где произошло массовое отравление детей и взрослых, прибыл вице-премьер страны Бердыбек Сапарбаев. Он заявил, что ситуация в Березовке находится под контролем президента, а вопрос переселения жителей будет зависеть от заключения комиссии, которая огласит итоги до 20 января. Тем временем пострадавшим, которые отравились еще полмесяца назад, легче не становится. Как минимум восемь подростков до сих пор находятся в областной больнице.

     Черный список КПО

    О том, что в Березовку едут столь высокий чин стало известно от самих сельчан. Пресс-служба акима области заранее подала списки журналистов представителям «Карачаганак Птеролиум Оперейтинг б.в.» — почему-то организацией встречи вице-премьера занимались представители компании-загрязнителя. В заветном списке не оказалось «Надежды». В 9.00 микроавтобус для журналистов ждал у акимата Аксая, чтобы повезти их в Березовку. Девушка по имени Саида, представившаяся представителем КПО по связям с общественностью, заволновалась, узнав, что нас в списке нет. По ее словам, список составлен для того, чтобы охрана КПО пропустила аккредитованные СМИ на Карачаганакское месторождение, где вице-премьер планировал встретиться с коллективом консорциума. Саида кому-то без конца названивала, что-то уточняла, то и дело выбегала из автобуса и. И вот через полчаса такой суеты сообщила автору этих строк, что приносит свои извинения, но взять с собой не может.

    — Нам нужно подтверждение с пресс-службы акима области, — кинула она на прощание и автобус умчался.

    — Постараюсь включить вас в список в Березовке, — сказал по телефону пресс-секретарь акима ЗКО Кайрат Абуов.

    Но в Березовке он этого не сделал.

    За полчаса до визита

    К 11.00 часам сельский клуб в Березовке был забит до отказа. Вдруг к журналистам подбежала Кунслу Сарсенбаева. Ее 14-летняя дочь была в списке отравившихся школьников 28 ноября. По словам женщины, дочке снова стало плохо после возвращения в село из областной больницы. Там она находилась почти девять дней.

    — Дочка лежала в амбулатории, но ее почему-то отпустили домой. Сейчас она снова себя  плохо чувствует, — рассказала Кунслу.

    9-классница Наргиза лежала на кровати. Давление ей мерила медсестра местной амбулатории.

    — Сейчас нормальное давление, не паникуйте, — строго заметила медсестра. — Но все равно мы ее под наблюдение заберем в амбулаторию. Полежит там до вечера.

    Девочка с трудом поднялась с постели и, держась за голову, направилась к машине скорой помощи.

    — Голова кружится, — почти плача сказала она матери, когда та помогала ей одеться.

     Доклад вице-премьера

    Гостей такого ранга в Березовке никогда не было. В актовом зале клуба было много полиции и молодых парней в штатском, пытающихся затеряться среди сельчан.

    Бердыбек Сапарбаев появился в сопровождении министра образования и науки Аслана Саринжипова, министра труда и соцзащиты населения Тамары Дуйсеновой и акима ЗКО Нурлана Ногаева.

    — Мы знаем, что произошло 29 ноября. Все вопросы находятся под личным контролем президента. Вас не оставят в беде, будет оказана поддержка и постоянная всемерная помощь, — начал выступление вице-премьер.

    По словам Б. Сапарбаева, республиканская комиссия из медиков, экологов, санэпидемиологов, спасателей и ученых вынесет свое заключение до 20 января.

    — Нужно определить причины, потом принять соответствующие меры. А пока мы доложим о промежуточных результатах, — сказал Сапарбаев и предоставил слово главам республиканских ведомств.

    — 27 ноября из-за сбоя с электроснабжением и падения напряжения произошла временная остановка УКПГ-2, в том числе компрессора закачки газа в пласт и компрессора мгновенного испарения в количестве двух единиц, — сказал председатель комитета экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе министерства энергетики Талгат Момышев. — Также дополнительными источниками отжига газа в атмосферу 27 ноября произведена очистка забойной зоны скважины 98/41. Объем сожжённого газа составил 24 тысячи кубометров газа, а 28 ноября в результате очистки забойной зоны скважины 98/41 — 18 тысяч. В течение полутора часов установка заработала. Нами получены показания детекторов сероводорода на скважинах 116 и 710, которые находятся в непосредственной близости от Березовки. Полученные результаты обрабатываются. Так как в составе газа КПО есть высокотоксичные вещества и сероводород, согласно действующему законодательству компании в целях предотвращения аварий, взрывов и пожаров разрешается и допускается выброс газа путем сжигания, чтобы не навредить персоналу, жителям близлежащих населенных пунктов и окружающей среде. Компания имело право на выбросы газа в связи с внештатной ситуацией. Другой вопрос, насколько обоснованно были произведены данные выбросы, были ли они в рамках закона, влияли ли они на жителей поселков. Также будет проанализировано, сколько было всего таких выбросов с начала года. Ведь это является сверхнормативным сжиганием газа и влияет на экологию. Все эти факты проверяются областным департаментом экологии. После проверки в случае выявления нарушений в отношении компании будут приняты меры в соответствии с действующим законодательством.

    В свою очередь главный государственный санитарный врач Жандарбек Бекшин отметил следующее:

    — Нашими специалистами проведено более четырехсот исследований атмосферного воздуха, воды и почвы на предмет загрязнения сернистым газом, сероводородом и проверена радиационная обстановка. С учетом работы Карачаганакского месторождения были выделены восемь приоритетных ингредиентов. Это, в первую очередь, фенол, формальдегид, аммиак, сернистый ангидрид, сероводород, диоксид азота, оксид углерода и сумма углеводородов фракции С1-С10. По классу опасности приоритетное внимание было уделено сероводороду, меркаптану и бензолу. Мы проводим ежедневный мониторинг на территории села и на границе санитарно-защитной зоны. Чтобы установить причинно-следственную связь, нужно время. Результаты мы доведем до вашего сведения.

    Высказалась и заместитель начальника управления здравоохранения ЗКО Маншук Аймурзиева:

    — Двенадцать детей неоднократно обращались с одними и теми же симптомами. В итоге на сегодняшний день зафиксировано 46 обращений, 11 детям оказана стационарная медпомощь. Дополнительно осмотрено более 500 детей. Выявлены дополнительные фоновые заболевания нервной, эндокринной и кроветворной системы и сезонные заболевания. У 28 детей взяты образцы биоматериалов для республиканской судебно-медицинской экспертизы. С сегодняшнего дня мы проводим прием родителей по разъяснению состояния здоровья их детей. Обследованы взрослые, которые обращались за медицинской помощью. Планируется диспансерное обследование всех взрослых. Этот процесс продлится не один день.

    Итог выступлений представителей властных структур подвел прокурор ЗКО Серик Караманов:

    — Вас всех, конечно, интересует главный вопрос, кто виновен. С первых дней прокурорская проверка ведется по двум направлениям. Природоохранная прокуратура начала проверку КПО. В четырех направлениях от поселка, в том числе в санитарно-защитной зоне берутся пробы. 4-5 декабря мы зарегистрировали нахождение сероводорода возле школы. Как получилось, что все это произошло в школе? По заключению геодезистов школа находится в самом низком месте поселка. (Жители села зааплодировали). Все сопутствующие при сжигании газа вещества мы хотим найти в крови, моче, волосах пострадавших жителей. Будем проверять все оборудование КПО. Насколько правильно там все работает, есть ли там утечки, почему сломался компрессор, почему отключился свет. Туши местных домашних и диких животных отправлены тоже в лабораторию, чтобы выяснить, что находится в их теле и пораженных участках. Очень много вопросов к экологам, от которых мы еще не получили официальных ответов. Также природоохранным прокурором будет дана оценка работе каждой из государственных служб, как слаженно они сработали за этот период и так далее. 29 ноября возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, повлекшее причинение вреда здоровью». Нам нужно найти вред. Кратковременное расстройство человека или его длительное заболевание — это все установят эксперты. Назначены судебно-медицинская, экологическая и химико-токсикологическая экспертизы. Ранее уголовного дела по такому случаю у нас не возбуждалось и экспертиз такого рода не проводилось. Поэтому все это потребует значительного времени. Когда у нас в области разбрасывали шлам, нам понадобилось 8-9 месяцев, чтобы доказать, что этот шлам вреден для здоровья и что его выброс произвела такая-то нефтяная компания. Расследование уголовного дела — группа находится здесь в Аксайском РОВД — должно ответить на самый главный вопрос, был ли нанесен существенный вред здоровью человека.

    В ожидании переселения

    От лица пострадавших слово взял Магзом Ирмикбаев, участник инициативной группы жителей Березовки:

    — Мы ожидаем решения о переселении, которого добиваемся почти 12 лет. То, что произошло — это следствие, а причина в том, что инвестор нарушает все, что можно нарушить. Слава Аллаху, что все произошло без человеческих жертв. Если бы еще полчаса, то вся Березовка полегла бы. Нам постоянно говорят, что нет превышения ПДК, не волнуйтесь, все хорошо, мы о вас заботимся, выделяем 10 млн долларов ежегодно. Не знаю, куда уходят эти деньги, но ваши подачки, которые вы даете там 50 старикам — путевки в санаторий «Акжайык», это уже никого не устраивает. Здесь постоянно болеют люди. Господин Сапарбаев, просим, чтобы вы донесли до правительства всю правду. Оставаться здесь невозможно. Мы боимся не за здоровье, а за жизни наших детей. И опасность ситуации в том, что ни одна из станций экологического мониторинга не зафиксировала эти масштабные выбросы. Мы будем ждать решения. Надеюсь, оно будет справедливым и человеческим.

    Свое мнение высказала и Алия Мурзабекова, еще один участник инициативной группы жителей Березовки:

    — То, что произошло в Березовке — это экологическая катастрофа. Больше никак это не назовешь. Каждый день детям становится плохо. Давайте решать вопрос о переселении. Когда приезжал аким области он сказал, что это решается на уровне правительства, и вот член правительства здесь. Давайте решим пока вы тут. Согласно Конституции республики Казахстан, каждый имеет право на охрану здоровья. Так, статья 31 гласит: «Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Сокрытие должностными лицами, фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом». Так давайте соблюдать главный документ страны. Когда мы ездили в облакимат, нам там говорили, не митингуйте, не выступайте, будем привлекать вас к ответственности. В ответ на это скажу, что в статье 32 основного закона страны написано, что «Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». В 2008 году мы обращались к президенту и в ответе было написано, что в 2002 году на переселение жителей села Тунгуш и улучшение условий проживания жителей Березовки было выделено 9,9 млн долларов США. Но условий проживания здесь нет, здесь имеет место только существование. Переселите нас отсюда.

    Одно из самых эмоциональных выступлений прозвучало от матери пострадавшего подростка Асель Зинешевой. По ее словам, так как районные врачи не сообщают ей диагноз, она обследовала 12-летнего сына в одной из больниц области, где врачи констатировали отравление сына сероводородом.

    — Это же токсичные вещества. Я зашла в больницу, не сказала, откуда я и что произошло с моим ребенком. Врачи сами были шокированы результатом заключения — отравление токсическим веществом, — демонстрировала рентгеновские снимки и заключение врачей с трибуны Асель Зинешева.

    Без комментариев

    Находившийся в зале менеджер по связям с общественностью КПО Сергей Пушкарев комментировать ситуацию с выбросами отказался. Отмолчался он и тогда, когда корреспондент «Н» попросил его прокомментировать информацию, что в дни выбросов персонал установки ГП-3 на месторождении был несколько раз экстренно эвакуирован с месторождения.

    В ночь с 28 на 29 ноября в селе Березовка ЗКО произошло массовое отравление детей. Ученики начали падать в обморок прямо во время уроков. За день было госпитализировано 26 учеников и шестеро взрослых. Всего по состоянию на 11 декабря к врачам обратился 91 человек, в областной больнице находилось восемь подростков.

    Местные жители связывают это ЧП с выбросами сероводорода с Карачаганакского месторождения, расположенного близ села. Прокуратура области подтвердила, что накануне на месторождении действительно были выбросы. В консорциуме КПО, которое разрабатывает нефтегазоконденсатное месторождение, отрицают превышение предельно допустимых норм сероводорода в воздухе близ месторождения.

     Санат УРНАЛИЕВ


     
    Предыдущая статьяВ новый год с новыми ПДД
    Следующая статьяДобро пожаловать в «Дину»!
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Паводок продолжается, вода из Урала идет в Чаган

    Оперативную обстановку на брифинге в акимате сегодня, 20 апреля,...

    Рекомендуем

    Казахстанский бадминтонист примет участие в Олимпийских играх

    Дмитрий Панарин отыграл 27 турниров и набрал необходимое количество...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл