Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
18 C
Уральск
15 C
Аксай
Еще

    Сколько бомжа ни корми…

    …а он все равно на свалку смотрит. К такому выводу пришли городские власти, подсчитавшие: за год число бомжей увеличилось в два раза. Несмотря на улучшение мер оказания помощи бездомным, уральские бродяги все равно предпочитают жить на улице. Почему? Ответ на вопрос искала корреспондент «Н».

    Бродяжничество — тренд

    На протяжении месяца «Н» публиковала письма читателей, жалующихся: количество бездомных выросло в разы. Впрочем, бомжей в Уральске всегда было много. Но в последнее время они буквально оккупировали центр города. На площадях и скверах можно увидеть группы пьяных, избитых и явно больных бродяг, пристающих к прохожим. Более того, многие живут там же и даже справляют нужду средь бела дня.

    — Подобные явления становятся тенденцией, — говорит ведущий специалист Центра адаптации и социальной реабилитации для лиц БОМЖ Акмаржан ЖУБАНДЫКОВА. – Если в 2012-м году мы приняли 52 бомжа, то за этот год — 96, а заметьте: на дворе только июль! Причем только семеро бездомных от указанного числа обратились в центр по собственному желанию. Остальных пришлось ловить с помощью полиции.

    Рейды по отлову бомжей начались в апреле, как только установилась теплая погода. Как объяснили полицейские, до этого поймать их было невозможно – многие бездомные прятались от холодов в теплотрассах. С наступлением весны же существовать на улице стало куда легче.

    Однако в тепле и микробы развиваются быстрее. А некоторые бродяги страдают открытыми формами туберкулеза и венерическими заболеваниями, которыми уральцы рискуют заразиться бытовым путем. Ведь мы ходим по одним улицам, ездим в одном общественном транспорте, садимся на лавочки, на которых сидели бомжи, или держимся за перила и ручки дверей, которых они касались. Поэтому рейд проходит следующим образом: бомжей доставляют в приемник ДВД, в принудительном порядке моют, стригут и выдают одежду, а затем отправляют на обследование к врачам. Как показывает статистика за июнь, 5 уральских бомжей болеет туберкулезом, 8 – половыми инфекциями. Все они уже стоят на учете в специальных медучреждениях.

    Спешат на помощь

    По окончании рейда бродяг, не имеющих при себе документов, отправляют в Центр адаптации и социальной реабилитации для лиц БОМЖ.

    — Здесь бомжам восстанавливают документы, помогают встать на учет в поликлинику, если они больны, — рассказала руководитель отдела занятости и социальных программ Айгуль ТУКЕШЕВА. – Также 25% бездомных – люди с ограниченными возможностями, их мы стараемся пристроить в Дом инвалидов.

    Со здоровыми бомжами ситуация обстоит сложнее. Хотя можно ли назвать здоровым алкоголиков (таковых среди бомжей 70%) – вопрос открытый. Конечно, им стараются помочь: бродяга-пьяница может пройти курс лечения и занятия с психологом. Но он не является инвалидом, а значит, по идее способен выжить самостоятельно.

    Тем не менее, даже если после адаптации бывшему бомжу удается найти работу, денег на полноценную жизнь ему не хватит. Аренда квартиры и покупка продуктов на месяц значительно превышают зарплату человека, у которого нет стажа и опыта, зато темных пятен биографии – в избытке. Впрочем, проблему с жильем можно решить: при центре открылась ночлежка на 20 койко-мест. Осенью для нее снимут отдельное помещение, и проживание станет еще более доступным. Однако ни сейчас, ни в будущем кормить бомжей в ночлежке не собираются. Обязанность обеспечивать бездомных едой возложили на акцию «Буфет на колесах», которую проводит центр семьи «Ак Отау». Но в рамках акции кормление бомжей проводится лишь в холодные времена года, что даже руководитель «Буфета» Алтынай ИСКАЛИЕВА считает неправильным.

    — Программу следует пересмотреть, — говорит она. – А пока мы помогаем бомжам индивидуально: подкармливаем, мелочи вроде расчески или бритвенного станка. В акции задействовано 7 волонтеров, каждый из них помогает 5-7 лицам БОМЖ. Жалко, что далеко не все эту помощь ценят и вскоре после завершения реабилитации вновь возвращаются «на дно». Многие бомжи теперь так и живут – от рейда до рейда.

    Терпенье и труд все перетрут?

    В самом деле, многие бомжи предпочитают умышленно терять документы, чтобы после рейда вновь попасть в центр. После выживания на теплотрассах ночлежка кажется им курортом – всем обеспечивают городские власти, нет необходимости попрошайничать или побираться… Неудивительно, что если два года назад основной контингент бичей составляли люди за 50, сегодняшние бомжи не достигли и 35-и. Центр адаптации стал удобным местом для тех, кто ленится работать.

    — Как часто это бывает: хотели как лучше – получилось как всегда, — говорит директор центра Рашид УТЕШЕВ. – Мы не учли, что 65% бомжей становятся таковыми не из-за трагических обстоятельств, а просто потому, что не хотят ничего делать. А ведь в центре на них не накладывают никаких обязательств. Поэтому ничто не мешает бомжам вернуться к прежнему существованию, обращаясь к нам, когда удобно.

    С таким подходом работники центра решили бороться: во-первых, ввели трудотерапию. То есть, чтобы жить в центре, а затем рассчитывать на место в ночлежке, бомж должен помогать с уборкой территории. Во-вторых, с ним обязательно будет заниматься соцработник, мотивирующий его найти работу. Впрочем, перевоспитать трудом удается далеко не всех и не всегда.

    — Возможность трудоустройства через биржу труда распространяется на всех бездомных, — объясняет Рашид Курманович. – Но тунеядство, как в советское время, у нас не запрещено, заставить бомжей работать мы не можем. И вот результат: из 96 человек найти работу захотели лишь семь. И то шестеро вскоре ушли в запой, и их уволили.

    Работать продолжает лишь один мужчина, но он сам пришел в центр и попросил о помощи. Сейчас он трудится в ГК ДЭП, бросил пить. А недавно съехал из ночлежки — теперь его зарплаты хватает на аренду однокомнатной квартиры.

    Однако Рашид Курманович утверждает: это редкий случай. Чтобы помочь человеку, прежде всего, нужно, чтобы он сам захотел, чтобы ему помогли. А многие сознательно ведут бродяжнический образ жизни. Иначе как объяснить факт, что у 35% так называемых бомжей есть и городская прописка, и собственная жилплощадь?

    А если я не хочу быть членом общества!

    Чтобы проверить эту цифру, «Н» опросила бомжей, обосновавшихся в Сквере журналистов, неподалеку от магазина «Лакомка». Как оказалось, из восьми бездомных двое таковыми не являются – получается ровно четверть. Один рассказал, что работал на заводе «Зенит», но семь лет назад возвращался зимним вечером домой, поскользнулся и в итоге сломал позвоночник. «Но вы не думайте, я трезвый был, — уточняет он. – Просто гололед тогда был страшный»

    От падения мужчина так и не оправился – спина не поддалась лечению. Работать он не смог, хоть и пытался: сначала был продавцом, затем принимал звонки в такси. Однако из-за постоянных болей в позвоночнике он не мог долго сидеть, да и быстро обслуживать покупателей с клюкой в руке у него получилось. Поэтому теперь он просит милостыню и копается в мусорных урнах.

    — Я не бомж, — говорит он. – У меня есть квартира. И семья есть – это моя мама. Но она совсем старая и тоже серьезно болеет, а ее пенсии и моего пособия по инвалидности на пропитание и лечение не хватает. Попрошайничать мне удобно – как только спина начинает болеть, я сразу могу вернуться домой. А вот помощи я не прошу: даже если нам будут помогать материально, не уверен, что смогу вернуться к нормальной жизни. Понимаете, проблема в том, что я… привык.

    В отличие от моего собеседника, второй «бездомный» абсолютно не испытывает стыда за свой образ жизни.

    — Как вы все надоели своим желанием помочь! — злится он. – А если я не хочу стать нормальным членом общества? Есть у меня и дом, и документы, просто я хочу так жить, побираясь и выпивая, ясно?

    — Бомжей сложно вернуть к прежней жизни, — объясняет психолог Юлия КАЗАКОВА. – Если человек решился переступить предел, есть из мусорок, спать на земле, это начало разложения его личности. Привыкнуть можно быстро – в течение трех недель. А через три месяца шанс реабилитировать бомжа практически равняется нулю.

    Уральцы терпимы к бомжам

    Как сообщили в ДВД ЗКО, в криминальном плане ситуация с бомжами спокойная. За год лишь один совершил преступление. Фактов, как в мегаполисах, когда бродяг заставляют попрошайничать, а потом отдавать деньги «старшему», не зарегистрировано. Также не было случаев, когда уральцы бы нападали на бомжей.

    Кто в ответе за бомжей?

    Ситуация с бомжами требует индивидуального подхода. Общие меры проблему не решают, ибо их применение все равно не дает эффекта – что делать с бомжами в целом, так и остается неясным. Центр адаптации перестают контролировать своих пациентов, как только те получат документы и пройдут лечение. Государство не может обеспечить рабочими местами и жильем всех работающих казахстанцев, что уж говорить о бомжах. А возлагать ответственность на полицию тоже нельзя – что они могут сделать с людьми, не совершившими ничего преступного? Но искать выход нужно, и чем быстрее, тем лучше – ведь число бомжей продолжает увеличиваться в геометрической прогрессии.

    Данара Курманова


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Полицейские Уральска оказали помощь женщине, которой стало плохо в машине

    По информации пресс-службы областного ДП, жительница города пожаловалась сотрудникам...

    Пострадавшие от паводков могут подать заявку на получение помощи через приложение eGov Mobile

    По словам руководителя управления цифровых технологий ЗКО Нурсултана Нурлана,...

    Рекомендуем

    Казахстанский бадминтонист примет участие в Олимпийских играх

    Дмитрий Панарин отыграл 27 турниров и набрал необходимое количество...

    В Уральске, Атырау и Костанае запущены онлайн-трансляции противопаводковых мероприятий

    Как проходят противопаводковые работы можно посмотреть онлайн на сайте...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл